ВАЛАА́МСКИЙ МОНАСТЫ́РЬ
-
Рубрика: Религиоведение
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ВАЛАА́МСКИЙ МОНАСТЫ́РЬ (Валаамский в честь Преображения Господня ставропигиальный мужской монастырь). Точная дата основания В. м. неизвестна; первые христианские приходы появились на берегах Ладожского оз. не позднее 12 в.
Основателями монашества на о. Валаам считаются святые Сергий и Герман Валаамские. Наиболее ранние документальные свидетельства о В. м. относятся к 14 в. Монастырь неоднократно разорялся шведами. В 18 в., при игумене Назарии (1782–1801; подвижник из Саровской пустыни), на Валааме был введён Саровский монастырский устав. Наибольшего расцвета В. м. достиг в 19 в. при игумене Дамаскине (Кононове; 1839–81). В 1-й пол. 19 в. учениками прп. Паисия Величковского на Валааме возрождено старчество.
До 1917 В. м. был одним из самых крупных рос. монастырей, его называли Северным Афоном. Из В. м. вышли подвижники и основатели монастырей: Александр Свирский, Арсений Коневский, Корнилий Палеостровский, Савватий Соловецкий и др. Монастырь посещали императоры Александр I (1819), Александр II с вел. кн. Александром Александровичем (1858). С Валаамом связано творчество мн. деятелей рус. культуры и иск-ва: художников И. И. Шишкина, А. И. Куинджи, Н. К. Рериха; писателей Н. С. Лескова, И. С. Шмелёва, Б. К. Зайцева и др. К 1917 на Валааме насчитывалось: 21 храм (15 каменных и 6 деревянных) с 26 престолами, 22 часовни; общее количество братии составляло 600 монашествующих и 86 трудников; существовали небольшие производства (смоляной, кирпичный, свечной, кожевенный заводы, разл. мастерские), ферма, процветали садоводство, огородничество, рыболовство, кустарные промыслы. В. м. владел обширными архивом и библиотекой, славился певческими традициями (известное «Валаамское пение», «Валаамский распев»). В 19 – нач. 20 вв. в С.-Петербурге и Москве были устроены подворья В. м. с храмами.
После 1917 В. м. оказался на территории, отошедшей к Финляндии. Приобретение Финл. православной церковью самостоятельности и переход на новый стиль вызвали раскол среди монахов В. м. Несогласных с решениями финских гос. и церковных властей в 1925–27 выслали с Валаама. В 1930 в В. м. насчитывалось 278 чел. братии. В марте 1940, после советско-финляндской войны 1939–40, о. Валаам отошёл к СССР. Тогда же В. м. был закрыт; часть насельников переехала в Финляндию, где основала Нововалаамский мон., существующий и поныне (в юрисдикции Финл. православной церкви). С 1940 на территории В. м. размещались сначала школа юнг, затем совхоз, а в 1952–84 интернат для инвалидов войны и престарелых. В результате хозяйств. использования были погублены мн. памятники на территории монастыря, разорены все скиты, уничтожены дерев. храмы и часовни.
В сент. 1989 состоялось офиц. открытие монастыря; началось возрождение монашеской жизни на Валааме. В 1990 В. м. присвоен статус ставропигиального. С 1991 в ведение Рус. православной церкви Московского патриархата начали передавать сохранившиеся здания монастырского комплекса. В мае 1991 были обретены мощи валаамского подвижника иеросхимонаха Антипы (в 1992 причислен к лику святых). В 1992 издан Указ Президента РФ «О Валаамском архипелаге и Спасо-Преображенском монастыре». В нач. 21 в. в В. м. – более 200 насельников.
Первоначально постройки В. м. были деревянными; самое раннее их изображение имеется на миниатюре из Жития прп. Александра Свирского (17 в.). Каменное строительство началось в 1785 по плану, составленному игуменом Назарием и восходящему к монастырям Афона. При игумене Дамаскине гл. архитектором В. м. стал А. М. Горностаев, который в своих проектах ориентировался на рус. зодчество 16–17 вв.; эти традиции были позднее продолжены Г. И. Карповым, В. И. Баранкеевым и др., что придало стилистич. цельность всему комплексу монастыря и скитов. Здания В. м. с келейными зданиями образуют 2 каре: внутреннее (1785–1801) с Успенской ц. (1785) и внешнее (с мастерскими, больницей, 2-я пол. 19 – нач. 20 вв.). Центром ансамбля является 5-главый Спасо-Преображенский собор в русско-византийском стиле (1887–96, архитекторы А. В. Силин, Г. И. Карпов и Н. Д. Прокофьев), возведённый на месте старого (кон. 18 в.), – с верхним престолом Преображения Господня и нижним престолом Преподобных Сергия и Германа Валаамских; его колокольня (самая высокая точка архипелага) напоминает рус. шатровые звонницы 17 в. (росписи и иконостасы исполнили монастырские художники). Сохранились также Святые врата (кон. 18 – нач. 19 вв.) и надвратная ц. Святых апостолов Петра и Павла (1802–09), ц. Живоначальной Троицы (1814, 1837), гостиница (1852, арх. Горностаев), работный дом (1871, арх. Карпов); игуменское кладбище с ц. Преподобных отцов (освящена в 1876).
За пределами осн. архит. ансамбля располагаются скиты (Святоостровский, с дерев. ц. Александра Свирского, 1855; Авраамиевский, Сергиевский, Германовский, Коневский, Тихвинский и др.), часовни, поклонные кресты. В кон. 19 – нач. 20 вв. возникли сооружения, напоминающие о святынях Иерусалима: мраморная часовня с подобием Гроба Господня в ц. Воскресения Господня (1901–1906, арх. В. И. Баранкеев) Воскресенского скита, Успенская ц. Гефсиманского скита и др. Деревянная ц. Смоленской иконы Божией Матери (1915–17) Смоленского скита была выстроена в «древнем новгородском» стиле по проекту вел. кн. Петра Николаевича в память о рус. воинах, павших в 1-й мировой войне.
В 1979 о. Валаам присвоен статус историко-архитектурного и природного музея-заповедника, началась реставрация отд. памятников. В 1999 на территории о. Валаам создан природный парк «Валаамский архипелаг». Организуются паломнические поездки.