Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ГОРНОСТА́ЕВ АЛЕКСЕЙ МАКСИМОВИЧ

Авторы: Б. М. Кириков
А. М. Горностаев. Успенский соборв Хельсинки. 1860–68.

ГОРНОСТА́ЕВ Алек­сей Мак­си­мо­вич [18 (30).2.1808, с. Верх­не­вык­сун­ский За­вод Ар­да­тов­ско­го у. Ни­же­го­род­ской губ. – 16(28).12.1862, С.-Пе­тер­бург], рос. ар­хи­тек­тор, ри­со­валь­щик. Ро­дил­ся в се­мье воль­но­от­пу­щен­ных ра­бо­чих Ба­та­шёв­ских за­во­дов. По при­ез­де в С.-Пе­тер­бург в 1826 был ху­дож. со­труд­ни­ком у П. П. Свинь­и­на. Под его ру­ко­во­дством ри­со­вал ви­ды Ри­ги, Ми­та­вы, Ре­ве­ля, Ка­ре­лии. В 1829 учил­ся в Мо­ск­ве у Д. И. Жи­ляр­ди. С 1830 по­мощ­ник А. П. Брюл­ло­ва (под его ру­ко­во­д­ством уча­ст­во­вал в со­ору­же­нии в 1831–33 Ми­хай­лов­ско­го те­ат­ра в С.-Пе­тер­бур­ге, в вос­ста­нов­ле­нии Зим­не­го двор­ца по­сле по­жа­ра 1837). В 1834–38 по­се­тил Гер­ма­нию, Швей­ца­рию и Ита­лию. В 1838 за про­ект рес­тав- ра­ции хра­ма Юпи­те­ра в Пом­пе­ях по­лу­чил зва­ние акад. ар­хи­тек­ту­ры пе­терб. АХ (пре­по­да­вал там же, проф. с 1849). С 1843 архи­тек­тор Мин-ва внутр. дел. В сти­ле клас­си­циз­ма по­стро­ил: усадь­бу Ор­ло­вых-Де­ни­со­вых в Ко­ло­мя­гах под С.-Пе­тер­бур­гом (1839–41), дом А. Ф. Шиш­ма­рё­ва на Нев­ском просп. (1840–1841); для Рим­ско-ка­то­лич. ду­хов­ной кол­ле­гии пе­ре­стро­ил дом Г. Р. Дер­жа­ви­на на Фон­тан­ке (1846–50). С кон. 1840-х гг. ра­бо­тал пре­им. в об­лас­ти цер­ков­но­го зод­че­ст­ва, стал ос­но­во­по­лож­ни­ком рус­ско­го сти­ля, про­ти­во­пос­тав­ляе­мо­го со­вре­мен­ни­ка­ми рус­ско-ви­зан­тий­ско­му сти­лю по­стро­ек К. А. То­на с их ги­пер­тро­фи­ро­ван­ной мо­ну­мен­таль­но­стью. Осн. ра­бо­ты Г. на­хо­дят­ся на Ва­лаа­ме, где он был фак­ти­че­ски гл. ар­хи­тек­то­ром при игу­ме­не Да­ма­ски­не (Ко­но­но­ве): скит во имя Всех Свя­тых (ц. Всех Свя­тых, 1849–50); ц. Свт. Ни­ко­лая (1850–53) и ке­льи Ни­коль­ско­го ски­та; де­рев. ц. Усек­но­ве­ния гла­вы Св. Ио­ан­на Пред­те­чи (1858–60) и пе­щер­ный храм во имя Трёх Свя­ти­те­лей (1860) Пред­те­чен­ско­го ски­та; Зна­мен­ская ча­сов­ня (1862), Во­до­про­вод­ный дом (1860–65) и др. Так­же ра­бо­тал в Трои­це-Сер­гие­вой пус­ты­ни под С.-Пе­тер­бур­гом (ц. Св. Сер­гия Ра­до­неж­ско­го, 1854–59; Брат­ский кор­пус с над­врат­ной цер­ко­вью, 1859–63; ча­сов­ни). В этих по­строй­ках твор­че­ски ис­поль­зо­ва­ны приё­мы и мо­ти­вы др.-рус. зод­че­ст­ва 16–17 вв., а так­же ви­зант. и ром. ар­хи­тек­ту­ры. Сре­ди др. по­стро­ек Г. в рус. сти­ле: под­во­рье Трои­це-Сер­гие­вой лав­ры в С.-Пе­тер­бур­ге (1856–57, пе­ре­строе­но), Ус­пен­ский со­бор в Хель­син­ки (воз­ве­дён в 1860–68), усы­паль­ни­ца кн. Д. М. По­жар­ско­го в Суз­да­ле (1861), ц. Свт. Ио­ан­на Зла­то­ус­та Ни­коль­ско­го мон. в Ста­рой Ла­до­ге (по­стро­ена по про­ек­ту Г. в 1861–73).

Лит.: Ста­сов В. В. А. М. Гор­но­ста­ев // Вест­ник изящ­ных ис­кусств. 1888. Т. 6. Вып. 6; Тыж­нен­ко Т. Е. А. Гор­но­ста­ев // Зод­чие Санкт-Пе­тер­бур­га: XIX – на­ча­ло XX в. СПб., 1998.

Вернуться к началу