МУНЕ́ХИН МИХАИЛ ГРИГОРЬЕВИЧ
-
Рубрика: Отечественная история
-
Скопировать библиографическую ссылку:
МУНЕ́ХИН Михаил Григорьевич (Мисюрь) (ок. 1455–60 – 11.3.1528, Псков), рус. гос. деятель и дипломат, публицист; дьяк в Пскове (1510–28). Происходил из семьи суздальских служилых бояр (или детей боярских). Впервые упомянут в марте 1502 в заметной должности первого пристава при посольстве (сент. 1501 – май 1502) кафинского паши Мехмеда (Мухаммеда; сына султана Османской империи Баязида II), через которого рус. правительство хотело установить прямые контакты с султаном.
При включении Псковской республики в состав Рус. гос-ва М. был назначен дьяком в Псков, где последовательно проводил политику вел. кн. московского Василия III Ивановича. Активно участвовал в дипломатич. контактах с европ. странами: в 1514 описывал псковским наместникам процедуры встречи и проводов имперского посла; весной 1517, видимо, в качестве эксперта был вызван в Москву и участвовал в церемониях при приёмах С. фон Герберштейна. В 1517–19 участвовал в переговорах с магистром Тевтонского ордена Альбрехтом Бранденбургским, приведших к заключению союза против Вел. кн-ва Литовского (ВКЛ). В авг. 1521 как глава псковской делегации участвовал в заключит. переговорах с послами Ливонского ордена и рижского архиеп. Яспера Линде и подписании в Новгороде 1 сент. договора, который зафиксировал, в частности, свободу проезда рус. купцов в Ригу (через Мариенбург). В нач. 1525 через М. рижский архиеп. Иоганн VII Бланкенфельд начал тайные переговоры с рус. правительством о возможной военной и финансовой помощи в его конфликте с магистром Ливонского ордена В. фон Плеттенбергом.
М. сыграл важную роль в уничтожении адм. и социальных институтов Псковской республики, устройстве переведённых в Псков купцов (из Москвы, Твери и др. городов), в испомещении детей боярских из центр. уездов на конфискованных землях высланных псковских бояр. Занимался организацией воен. дела, в т. ч. переводом в Псков пищальников (из Новгорода и др. городов), размещением и сбором кормов для войск, периодически (в 1515, 1519 и др.) концентрировавшихся в Пскове в ходе рус.-литов. войны 1512–22 (лично участвовал в зимнем походе нач. 1515 на ВКЛ). В 1521 принимал меры по прекращению начавшейся эпидемии чумы.
М. активно участвовал в светском и церковном строительстве, начатом моск. властями в Пскове. В 1519 были построены четыре, вероятно, дерев. храма; тогда же начались масштабные строит. работы в Псково-Печерском Успенском монастыре, оказавшемся под покровительством вел. кн. московского (сам М. также выступал донатором обители). В 1525–1526 под контролем М. была возведена Гремячая башня Окольного города – один из лучших образцов рус. крепостного строительства 16 в. Очевидно, он участвовал в строительстве ц. Вознесения «под колоколы» Снетогорского монастыря (перестроена в 17 в., разрушена в 1930-х гг.), в 1526 выступил заказчиком большого колокола для неё.
М. был хорошо образованным человеком, широко известным в кругах интеллектуальной элиты страны. Документально подтверждена его переписка с рядом крупных деятелей того времени. Тексты самого М. не сохранились, но из ответов его корреспондентов известны обсуждавшиеся в них темы. Два послания монаха Спасо-Елеазаровского мон. Филофея трактуют вопросы истинно христианского поведения в момент «Божьего наказания» (мора), в них, в частности, осуждались противоэпидемич. меры М. и др. псковских администраторов. С подьячим Д. Герасимовым (переводчик с латыни; называл себя «вскормленником» М.) обсуждались некоторые сюжеты иконографии. В одном из посланий Н. Булева (придворный врач и астролог) к М. речь шла о предсказанном европ. астрологами конце света (Всемирном потопе) в февр. 1524. За разъяснениями М. обратился к Филофею, который в своём ответе («Послание против звездочётов и латинян», ок. 1523 – 1524) сформулировал осн. положения теории «Москва – третий Рим». А. А. Шахматов считал М. автором описания Египта, включённого в состав Хронографа рус. редакции (подписано в ряде рукописей именем «казначея Михаила Григорьева»), однако его гипотеза была отвергнута в историографии.
В нач. 1528 М. участвовал в организации первого за 20 лет приезда в Псков новгородского архиеп. Макария (в 1509–1526 новгородская кафедра оставалась незамещённой), сообщил ему по распоряжению Василия III об ограничении срока пребывания в Пскове (10 дней вместо месяца). М. скоропостижно скончался и был погребён в Псково-Печерском мон. Смерть М. вызвала длительное гос. расследование о его имуществе и средствах, которое сопровождалось пытками его ближайшего помощника – подьячего Артюши, а также родственников, оно завершилось конфискацией имущества М. в казну.