Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

АРСЕ́НИЙ СУХА́НОВ

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 2. Москва, 2005, стр. 275-276

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Е. М. Сморгунова, В. В. Калугин

АРСЕ́НИЙ СУХА́НОВ (в ми­ру Ан­тон Пу­ти­лин) (ру­беж 16–17 вв. – 14.8.1668, Трои­це-Сер­ги­ев мон.), ие­ро­мо­нах, цер­ков­ный дея­тель. По­сле 1622 при­нял мо­на­ше­ский по­стриг, с авг. 1633 был ар­хи­диа­ко­ном при пат­ри­ар­хе Фи­ла­ре­те, его сек­ре­та­рём и хра­ни­те­лем пат­ри­ар­шей каз­ны. Ме­ж­ду 1642 и 1645 ру­ко­по­ло­жен во ие­ро­мо­на­ха, на­зна­чен на­стоя­те­лем Тро­иц­ко­го Бо­го­яв­лен­ско­го мон. в Крем­ле, с 1656 ке­ларь Трои­це-Сер­гие­ва мо­на­сты­ря.

А. С. уча­ст­во­вал в ря­де по­сольств на Вос­ток для сбо­ра све­де­ний о жиз­ни пра­во­слав­ных церк­вей. В 1649–50 вме­сте со сви­той пат­ри­ар­ха Ие­ру­са­лим­ско­го Паи­сия на­хо­дил­ся в Мол­да­вии и Ва­ла­хии, был ини­циа­то­ром спо­ров с греч. ду­хо­вен­ст­вом по во­про­су о рас­хо­ж­де­ни­ях в бо­гослу­же­нии рус. и греч. церк­вей, от­ри­цал ав­то­ри­тет греч. цер­ков­ной тра­ди­ции. А. С. имел так­же ди­пло­ма­ти­че­ское по­ру­че­ние пой­мать са­мо­зван­ца Т. Д. Ан­ку­ди­но­ва, вы­да­вав­ше­го се­бя за ца­ре­ви­ча Ива­на Ва­силь­е­ви­ча Шуй­ско­го, и вес­ти пе­ре­го­во­ры с гет­ма­ном Б. Хмель­ниц­ким, ук­ры­вав­шим са­мо­зван­ца. До­бить­ся вы­да­чи Т. Д. Ан­ку­ди­но­ва А. С. не уда­лось. В ка­че­ст­ве от­чё­та о по­езд­ке он ­подал в По­соль­ский при­каз в Мо­ск­ве «Пре­ния с гре­ка­ми о ве­ре» (1650), где до­ка­зы­ва­ет­ся чис­то­та рус. пра­во­сла­вия и его об­ря­дов. В 1651–53 А. С. ез­дил на пра­во­слав­ный Вос­ток (в Кон­стан­ти­но­поль, Ие­ру­са­лим, Еги­пет) с це­лью срав­нит. изу­че­ния греч. и рус. цер­ков­ной прак­ти­ки. Уви­ден­ное во вре­мя пу­те­ше­ст­вия и кри­тич. от­зы­вы о гре­ках из­ло­жил в соч. «Про­ски­ни­та­рий» (1653). По­сле 1653, ис­поль­зуя текст «Про­ски­ни­та­рия», А. С. со­ста­вил соч. «О чи­нах гре­че­ских вкрат­це».

По по­ру­че­нию пат­ри­ар­ха Ни­ко­на, про­во­див­ше­го ис­прав­ле­ние цер­ков­носла­вян­ских бо­го­слу­жеб­ных тек­стов, А. С. ез­дил за кни­га­ми на Афон (1653–55). В 1654 при­об­рёл на Афо­не 498 греч. и слав. ру­ко­пи­сей 6–17 вв. (ны­не в ГИМ) и книг 15–16 вв. (ны­не в РГАДА), сре­ди ко­то­рых – тво­ре­ния свя­ти­те­лей Ва­си­лия Ве­ли­ко­го, Гри­го­рия Бо­го­сло­ва, Ио­ан­на Зла­то­ус­та и прп. Еф­ре­ма Си­ри­на, цер­ков­ная ис­то­рия Ев­се­вия Ке­са­рий­ско­го, а так­же греч. грам­ма­ти­ки, не­об­хо­ди­мые для школь­но­го де­ла в Рос­сии, и со­чи­нения свет­ско­го со­дер­жа­ния, в т. ч. Го­ме­ра, Ге­сио­да, Со­фок­ла и др. ан­тич­ных ав­то­ров. Древ­ней­шей из ку­п­лен­ных А. С. греч. ру­ко­пи­сей яв­ля­ет­ся пер­га­мен­ный лист с от­рыв­ком из По­сла­ний ап. Пав­ла (6 в.), боль­шую цен­ность име­ет при­об­ре­тён­ное А. С. со­б­ра­ние слав. ру­ко­пи­сей 13–16 вв. В 1661–64 А. С. за­ве­до­вал моск. Пе­чат­ным дво­ром, где ве­лись ра­бо­ты по ис­прав­ле­нию цер­ков­ных книг.

Изд.: «Ста­тей­ный спи­сок 1649–1650 гг.», «Пре­ния с гре­ка­ми о ве­ре», «О чи­нех гре­че­ских вкрат­це», че­ло­бит­ные, от­пис­ки и др. / Со­об­щил С. А. Бе­ло­ку­ров // Хри­сти­ан­ское чте­ние. 1883. Ч. 2. С. 670–738; Ива­нов­ский Н. И. «Про­ски­ни­та­рий» Ар­се­ния Су­ха­но­ва 1649–1653 гг. с ри­сун­ка­ми и пла­ном // Пра­во­слав­ный па­ле­стин­ский сбор­ник. 1889. Т. 7. Вып. 3 (21). Прил. 1, 2.

Лит.: Бе­ло­ку­ров С. А. А. Су­ха­нов. М., 1891–1894. Ч. 1–2; он же. Со­чи­не­ния А. Су­ха­но­ва // Чте­ния в Об­ще­ст­ве ис­то­рии и древ­но­стей рос­сий­ских. 1894. Кн. 2.

Вернуться к началу