КРЕ́СТНЫЙ КИЙОСТРО́ВСКИЙ МОНАСТЫ́РЬ
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
Скопировать библиографическую ссылку:
КРЕ́СТНЫЙ КИЙОСТРО́ВСКИЙ МОНАСТЫ́РЬ, архитектурный ансамбль в Архангельской обл. Расположен на о. Кий (один из 11 островов Кийского архипелага) в Онежской губе, в 8 км от г. Онега. Мужская ставропигиальная обитель основана по грамоте царя Алексея Михайловича в 1656 на необитаемом острове, к которому в 1639 по пути в Кожеозерский мон. пристал застигнутый бурей иеромонах Анзерского Соловецкого скита Никон (будущий патриарх поставил здесь крест; в 1652 в сане митрополита Новгородского, сопровождая мощи св. Филиппа из Соловецкого мон. в Москву, он заехал на остров и дал обет воздвигнуть монастырь в честь Креста Господня).
Комплекс К. К. м. вместе с Новоиерусалимским монастырём и Иверским монастырём на Валдае отражает устремления патриарха Никона по перенесению символики сакральных мест Ближнего Востока и Афона на рус. землю. В 1656 в монастырь из Иерусалима привезён изготовленный в размер Креста Господня кипарисовый крест, оправленный в серебро и драгоценные камни, с частицами Древа Креста Господня, Ризы Господней, мощей более чем 300 святых и частицами чтимых палестинских камней (в 1930-е гг. хранился в Антирелигиозном музее в Соловецком лагере, затем в запасниках ГИМ; ныне – в ц. Прп. Сергия Радонежского в Крапивниках в Москве). С 1658 к монастырю приписан Трифонов Печенгский мон. с вотчинами. К. К. м. являлся крупным землевладельцем (так, в 1744 ему принадлежало ок. 4 тыс. крестьян; потерял вотчины при секуляризации 1764); имел подворья близ Знаменского мон. в Москве, в Архангельске, Онеге; фактории на Понге, Лахте, Мурмане. В ходе Крымской войны 1853–56 (в июле 1854) монастырь пострадал от нападения англ. флота; летом 1855 – от сильного пожара. Восстановлен в 1870. Закрыт в 1922; помещения использовались для детского интерната. Ныне отд. здания используются домом отдыха.
Ансамбль монастыря построен на юж. оконечности острова в 4 этапа. В 1656–59 под рук. строителя Пахомия из Сырьина мон. в Каргополе (по др. данным, старцев Нифонта Теребинского и Исайи) возведены: дерев. крепость с надвратными храмами (в т. ч. Иверской иконы Божией Матери), ц. Воздвижения Креста, колокольня, трапезная с храмом Архангела Михаила, кельи братии, амбары. В 1660 патриарх Никон сам руководил работами (предположительно задействовав и Аверкия Мокеева, строившего Иверский мон. на Валдае): строительством храма Происхождения Честных Древ Креста Господня над колодцем, который собственноручно выкопал у подножия холма (в стену апсиды вмурованы 2 закладных креста), и окончанием возведения (предположительно заложен архим. Иоанном в 1658) тяжеловесного, с 4 широко расставленными подкупольными столбами и крестовыми сводами, каменного собора Воздвижения Креста Господня на самой высокой точке острова. Первоначально собор был, вероятно, 3-купольным (сохранился один 8-гранный барабан, схожий с барабаном Преображенского собора Соловецкого мон.). Его простые формы подчёркивают величественность кубич. объёма: стены наклонены внутрь, ср. апсида с главкой выше боковых, закомары заменены простым карнизом, фасад членится 3 лопатками лёгкого выступа, белокаменные перспективные порталы с повышенными килями простотой формы напоминают порталы владимиро-суздальского зодчества, наличники окон являются упрощённым вариантом наличников собора Новоиерусалимского мон. Среди особенностей собора – хоры (намеренная архаизация) с 2 закрытыми камерами-приделами Архангела Михаила и Св. Филиппа (престолы перенесены в 1708 и 1710, предположительно из надвратных храмов), каменный престол, устроенный на скале (как в Храме Гроба Господня); паруса плоской формы (аналогичны созданным Мокеевым в соборе Иверского мон. на Валдае).
В 1682–89 работы велись монахами Новоиерусалимского мон.: с юга от собора построена каменная трапезная (возможно, заложена в 1660; на 2-м этаже – квадратная трапезная палата, перекрытая крестовым сводом, поддерживаемым мощным столпом; юж. фасад расчленён лопатками); с востока к ней примыкает ц. Рождества Богородицы, с северо-востока – шатровая колокольня (верхняя часть не сохр.; портал в стиле классицизма). Предположительно в нач. 18 в. при настоятеле Феодосии к зап. фасаду надкладезного храма пристроили каменные настоятельские кельи над каменными погребами, построенными, возможно, ещё в 1660; с сев. стороны к колокольне – усыпальницу настоятелей. Каменные здания монастыря сложены из гранитных глыб (большемерный кирпич использовался в верхней части собора и келий; белый камень – в апсидах) и хорошо сочетаются со скалистыми берегами острова. Из дерев. построек сохранились: кладбищенская ц. Всех Святых на северо-востоке острова (1660, перестроена); юго-зап. угол ограды с башенкой и настоятельские покои (1870–71); братский корпус (1903).