СИМФО́НИЯ ВЛАСТЕ́Й
-
Рубрика: Религиоведение
-
Скопировать библиографическую ссылку:
СИМФО́НИЯ ВЛАСТЕ́Й (Церкви и гос-ва или священства и царства) (от греч. συμφωνία – созвучие, согласие), модель церковно-гос. взаимоотношений, предполагающая согласованную деятельность властей государства и христианской Церкви. Формирование С. в. началось после издания в 313 эдикта имп. Константина Великого, даровавшего христианской Церкви, ранее находившейся фактически вне закона, свободу вероисповедания. Осн. принципы С. в. зафиксированы в канонах и имп. актах, напр. в «Новеллах» имп. Юстиниана I. В имп. акте 2-й пол. 9 в. гос. власть и священство сравниваются с телом и душой человека, от согласия которых зависит благоденствие государства. С. в. предполагает деятельность Церкви и государства при взаимной поддержке, без вторжения в сферу компетенции др. стороны: Церковь благословляет деятельность государства, получая взамен помощь в проповеди и духовном окормлении верующих, главы гос. и церковной власти получают двойную санкцию – и от государства, и от Церкви (отсюда миропомазание визант. императоров и их участие в поставлении патриархов). В Византии С. в. часто подвергалась искажениям, когда императоры стремились играть решающую роль в делах Церкви. Причину подобных посягательств, воспринимавшихся Церковью как узурпация, помимо личных греховных склонностей императоров, иногда видят в следовании языческой традиции соединения титулов Римского принцепса и верховного первосвященника.
Рус. правосознание с кон. 15 в. формировалось под влиянием учения о «Москве – Третьем Риме» и преемстве Руси Византии – Второму Риму, поэтому взаимоотношения гос. власти и православной Церкви строились по визант. модели. Рус. модель С. в. определили решения Московского собора 1666–67, предоставившие приоритет в гражд. делах царю, в церковных – патриарху при их общей ответственности за благо Церкви и государства. Великокняжеская, позднее царская власть ограничивалась нормами традиц. права и принципиальной независимостью высшей церковной власти (Освященного собора и патриарха) от царя, за исключением тиранич. правления Ивана IV Васильевича Грозного и конфликта царя Алексея Михайловича и патриарха Никона.
После реформ царя Петра I, упразднения патриаршества и учреждения Синода сформированная под протестантским влиянием, но унаследовавшая от визант. С. в. ряд элементов система гос. церковности определила своеобразие правового статуса православной Церкви в России. Продолжая считаться идеалом, модель С. в. подверглась деформации: государство стало реализовывать секулярные, автономные от религ. санкции цели, а привилегированный по сравнению с др. религ. объединениями статус православной Церкви был мотивирован православным исповеданием императора и большинства его подданных.
РПЦ не признала провозглашённый Декретом об отделении церкви от государства [20.1(2.2).1918] юридич. разрыв взаимоотношений с государством. Поместный собор РПЦ 1917–18 в «Декларации» и «Определении о правовом положении Православной Российской Церкви» подчёркивал, что Церковь не может отказаться от просвещения человечества. Не упоминая о С. в., Собор попытался придать правовой статус ряду положений, напр. обязательности исповедания православия главой Рос. гос-ва и некоторыми высшими должностными лицами, признанию государственным юлианского календаря, присутствию православного духовенства в армии и др. Т. о., хотя Собор не воспроизвёл схему церковно-гос. отношений, сложившуюся в Рос. империи, но фактически проигнорировал изменившуюся к кон. 1917 политич. ситуацию в России.
Ныне в существующей в большинстве стран системе разделения сфер деятельности государства и религ. организаций при их сотрудничестве проявляются черты С. в. Признание законодательством РФ в качестве традиц. исповеданий православия, др. христианских конфессий, ислама, иудаизма и буддизма способствует развитию сотрудничества между верующими и государством.