Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

СИМФО́НИЯ ВЛАСТЕ́Й

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 30. Москва, 2015, стр. 209-210

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Прот. Владислав Цыпин

СИМФО́НИЯ ВЛАСТЕ́Й (Церк­ви и гос-ва или свя­щен­ст­ва и цар­ст­ва) (от греч. συμφωνία – со­зву­чие, согласие), мо­дель цер­ков­но-гос. взаи­мо­от­но­ше­ний, пред­по­ла­гаю­щая со­гла­со­ван­ную дея­тель­ность вла­стей государства и хри­сти­ан­ской Церк­ви. Фор­миро­ва­ние С. в. на­ча­лось по­сле из­да­ния в 313 эдик­та имп. Кон­стан­ти­на Ве­ли­ко­го, да­ро­вав­ше­го хри­сти­ан­ской Церк­ви, ра­нее на­хо­див­шей­ся фак­ти­че­ски вне за­ко­на, сво­бо­ду ве­ро­ис­по­ве­да­ния. Осн. прин­ци­пы С. в. за­фик­си­ро­ва­ны в ка­но­нах и имп. ак­тах, напр. в «Но­вел­лах» имп. Юс­ти­ниа­на I. В имп. ак­те 2-й пол. 9 в. гос. власть и свя­щен­ст­во срав­ни­ва­ют­ся с те­лом и ду­шой че­ло­ве­ка, от со­гла­сия ко­то­рых за­ви­сит бла­го­ден­ст­вие го­су­дар­ст­ва. С. в. пред­пола­гает дея­тель­ность Церк­ви и го­су­дар­ст­ва при вза­им­ной под­держ­ке, без втор­же­ния в сфе­ру ком­пе­тен­ции др. сто­ро­ны: Цер­ковь бла­го­слов­ля­ет дея­тель­ность го­су­дар­ст­ва, по­лу­чая вза­мен по­мощь в про­по­ве­ди и ду­хов­ном окорм­ле­нии ве­рую­щих, гла­вы гос. и цер­ков­ной вла­сти по­лу­ча­ют двой­ную санк­цию – и от го­судар­ст­ва, и от Церк­ви (от­сю­да ми­ропома­за­ние ви­зант. им­пе­ра­то­ров и их уча­стие в по­став­ле­нии пат­ри­ар­хов). В Ви­зан­тии С. в. час­то под­вер­га­лась ис­ка­же­ни­ям, ко­гда им­пе­ра­то­ры стре­ми­лись иг­рать ре­шаю­щую роль в де­лах Церк­ви. При­чи­ну по­доб­ных по­ся­га­тельств, вос­при­ни­мав­ших­ся Цер­ко­вью как узур­па­ция, по­ми­мо лич­ных гре­хов­ных склон­но­стей им­пе­ра­то­ров, ино­гда ви­дят в сле­до­ва­нии язы­че­ской тра­ди­ции со­еди­не­ния ти­ту­лов Рим­ско­го прин­цеп­са и вер­хов­но­го пер­во­свя­щен­ни­ка.

Рус. пра­во­соз­на­ние с кон. 15 в. фор­ми­ро­ва­лось под влия­ни­ем уче­ния о «Мо­ск­ве – Треть­ем Ри­ме» и пре­ем­ст­ве Ру­си Ви­зан­тии – Вто­ро­му Ри­му, по­это­му взаи­мо­от­но­ше­ния гос. вла­сти и пра­во­слав­ной Церк­ви строи­лись по ви­зант. мо­де­ли. Рус. мо­дель С. в. оп­ре­де­ли­ли ре­ше­ния Мо­с­ков­ско­го со­бо­ра 1666–67, пре­дос­та­вив­шие при­ори­тет в гражд. де­лах ца­рю, в цер­ков­ных – пат­ри­ар­ху при их об­щей от­вет­ст­вен­но­сти за бла­го Церк­ви и го­судар­ст­ва. Ве­ли­ко­кня­же­ская, позд­нее цар­ская власть ог­ра­ни­чи­ва­лась нор­ма­ми тра­диц. пра­ва и прин­ци­пи­аль­ной не­за­ви­си­мо­стью выс­шей цер­ков­ной вла­сти (Ос­вя­щен­но­го со­бо­ра и пат­ри­ар­ха) от ца­ря, за ис­клю­че­ни­ем ти­ра­нич. прав­ле­ния Ива­на IV Ва­силь­е­ви­ча Гроз­но­го и кон­флик­та ца­ря Алек­сея Ми­хай­ло­ви­ча и пат­ри­ар­ха Ни­ко­на.

По­сле ре­форм ца­ря Пет­ра I, уп­разд­не­ния пат­ри­ар­ше­ст­ва и уч­ре­ж­де­ния Си­но­да сфор­ми­ро­ван­ная под про­тес­тант­ским влия­ни­ем, но унас­ле­до­вав­шая от ви­зант. С. в. ряд эле­мен­тов сис­те­ма гос. цер­ков­но­сти оп­ре­де­ли­ла свое­об­ра­зие пра­во­во­го ста­ту­са пра­во­слав­ной Церк­ви в Рос­сии. Про­дол­жая счи­тать­ся идеа­лом, мо­дель С. в. под­вер­глась де­фор­ма­ции: го­су­дар­ст­во ста­ло реа­ли­зо­вы­вать се­ку­ляр­ные, ав­то­ном­ные от ре­лиг. санк­ции це­ли, а при­ви­ле­ги­ро­ван­ный по срав­не­нию с др. ре­лиг. объ­е­ди­не­ния­ми ста­тус пра­во­слав­ной Церк­ви был мо­ти­ви­ро­ван пра­во­слав­ным ис­по­ве­да­ни­ем им­пе­ра­то­ра и боль­шин­ст­ва его под­дан­ных.

РПЦ не при­зна­ла про­воз­гла­шён­ный Дек­ре­том об от­де­ле­нии церк­ви от го­су­дар­ст­ва [20.1(2.2).1918] юри­дич. раз­рыв взаи­мо­от­но­ше­ний с го­су­дар­ст­вом. По­ме­ст­ный со­бор РПЦ 1917–18 в «Дек­ла­ра­ции» и «Оп­ре­де­ле­нии о пра­во­вом по­ло­же­нии Пра­во­слав­ной Рос­сий­ской Церк­ви» под­чёр­ки­вал, что Цер­ковь не мо­жет от­ка­зать­ся от про­све­ще­ния че­ло­ве­че­ст­ва. Не упо­ми­ная о С. в., Со­бор по­пы­тал­ся при­дать пра­во­вой ста­тус ря­ду по­ло­же­ний, напр. обя­за­тель­но­сти ис­по­ве­да­ния пра­во­сла­вия гла­вой Рос. гос-ва и не­ко­то­ры­ми выс­ши­ми долж­но­ст­ны­ми ли­ца­ми, при­зна­нию го­су­дар­ст­вен­ным юли­ан­ско­го ка­лен­да­ря, при­сут­ст­вию пра­во­слав­но­го ду­хо­вен­ст­ва в ар­мии и др. Т. о., хо­тя Со­бор не вос­про­из­вёл схе­му цер­ков­но-гос. от­но­ше­ний, сло­жив­шую­ся в Рос. им­пе­рии, но фак­ти­че­ски про­иг­но­ри­ро­вал из­ме­нив­шую­ся к кон. 1917 по­ли­тич. си­туа­цию в Рос­сии.

Ны­не в су­ще­ст­вую­щей в боль­шин­ст­ве стран сис­те­ме раз­де­ле­ния сфер дея­тель­но­сти го­су­дар­ст­ва и ре­лиг. ор­га­ни­за­ций при их со­труд­ни­че­ст­ве про­яв­ля­ют­ся чер­ты С. в. При­зна­ние за­ко­но­да­тель­ст­вом РФ в ка­че­ст­ве тра­диц. ис­по­ве­да­ний пра­во­сла­вия, др. хри­сти­ан­ских кон­фес­сий, ис­ла­ма, иу­да­из­ма и буд­диз­ма спо­соб­ст­ву­ет раз­ви­тию со­труд­ни­че­ст­ва ме­ж­ду ве­рую­щи­ми и го­су­дар­ст­вом.

Лит.: Дея­ния Свя­щен­но­го Со­бо­ра Пра­во­слав­ной Рос­сий­ской Церк­ви 1917–18 гг. М., 1996. Т. 4; Цы­пин В., прот. Ка­но­ни­че­ское пра­во. 2-е изд. М., 2012.

Вернуться к началу