НОВОСПА́ССКИЙ МОНАСТЫ́РЬ
-
Рубрика: Религиоведение
-
Скопировать библиографическую ссылку:
НОВОСПА́ССКИЙ МОНАСТЫ́РЬ, ставропигиальный мужской монастырь, в Москве. Преемник монастыря в честь Спаса Преображения на Бору в Московском Кремле. Каменная церковь (собор) кремлёвского монастыря, заложенная моск. кн. Иваном I Даниловичем Калитой, известна с 1330. Согласно летописной традиции (со 2-й пол. 14 в.), считалось, что, в свою очередь, начало этому кремлёвскому монастырю дал Данилов монастырь, откуда в Спасо-Преображенский мон. была перенесена архимандрития. Спасо-Преображенский мон. полностью выгорел при пожаре 1487/88 и не был восстановлен. Не позднее весны 1491 он был переведён из Кремля в Васильевский стан [ниже по р. Москва, при впадении в неё р. Сара, на высоком берегу («на Крутицах»)]. По своему новому местоположению монастырь получил назв. «Спас на Новом» или «Новоспасский».
Строительство Н. м. началось весной 1491, когда по приказу вел. кн. московского Ивана III Васильевича была заложена каменная ц. в честь Преображения Господня, освящённая в 1496/97 митр. Московским Симоном. Со времени основания среди ктиторов Н. м. заметную роль играли представители родового клана Захарьиных-Кошкиных – предков Романовых, владевших землями в Васильевском стане. В 15–16 вв. настоятели Н. м. нередко становились епископами. Во время Ливонской войны 1558–83 и в Смутное время Н. м. – важный оборонит. пункт Москвы. На его дерев. ограде после 1571 разместили пушки, с юга возвели дополнит. острог с земляным валом и тыном, реконструированный в 1591. В 17 в. Н. м. – один из 3 монастырей Москвы (наряду с Симоновым и Новодевичьим), в которых находились воен. гарнизоны. Служил также тюрьмой для преступников, в т. ч. еретиков [в 1618 как еретик здесь был заключён оклеветанный Дионисий (Зобниновский), настоятель Троице-Сергиева мон.]. После воцарения Михаила Фёдоровича (1613) и вплоть до правления Петра I и Ивана V Алексеевича цари регулярно посещали Н. м. для поклонения гробам предков и иным святыням. В 1647 в обитель был принесён Нерукотворный чудотворный образ Христа Спасителя из г. Вятка. С конца правления Петра I начался период упадка Н. м. Он значительно пострадал в результате моск. пожаров 1737 и 1747. В 19 в. Н. м. переживал духовный подъём; в нём возродилась традиция старчества (иеросхимонах Феодор, иеромонах Александр, архим. Агапит).
В 1918 Н. м. был закрыт (до 1926 действовал храм Свт. Николая). На его территории в разные годы находились женская тюрьма, исправительно-трудовой лагерь, хозуправление НКВД, жилые помещения, медвытрезвитель. Восстановит. работы начались с постановления СМ РСФСР (1968) об организации Музея истории реставрации и передачи помещений монастыря «Союзреставрации». В кон. 1990 Н. м. был возвращён РПЦ, к этому времени благодаря реставрац. работам б. ч. монастырских строений была восстановлена. Н. м. имеет 5 приписных храмов.
В центре архит. ансамбля, на вершине холма, – 5-главый Спасо-Преображенский собор. К нему с запада примыкают Знаменская ц. и трапезная с ц. Покрова Пресвятой Богородицы. Монастырская ограда с гранёными башнями проходит в т. ч. по кромке обрыва р. Москва. Вертикаль мощной колокольни над Святыми воротами акцентирует вид с востока, от проезжей дороги. Спасо-Преображенский собор (кон. 15 в.), стоявший на высоком подклете, был окружён галереями [уцелела часть зап. 2-этажной галереи-«лоджии» с 3 восьмигранными колоннами из маломерного кирпича с белокаменными капителями с тонкой резьбой (пальметы, раковины и акант – элементы ренессансной архитектуры)]. К нач. 17 в. собор обветшал; в 1645 по указу царя Михаила Фёдоровича началась его полная перестройка, вероятно, с повторением плана (особенно в зап. части) и общего объёмного решения, т. к. необходимо было сохранить уже существовавшие в подклете погребения боярских родов. Работы велись при царе Алексее Михайловиче под рук. настоятеля монастыря архим. Никона (будущего патриарха Московского) и зодчих Д. Телегина, Н. Кологривова, И. Акинфова, Г. Копыла. Это был второй по величине собор в Москве после кремлёвского Успенского собора. К сент. 1649 был установлен иконостас и собор освящён. Мощные лопатки членят фасады на 3 прясла, аркатура опоясывает барабаны глав. Гл. вход в вост. торце юж. галереи, против Святых ворот; к сев. входу подводило крыльцо с парадного двора. Перспективные порталы имели многоцветную раскраску (часть сохранилась). Зап. и юж. входы закрывали кованые железные двери кон. 17 в. с монохромной росписью в тёмных тонах по золочёному фону с квадратными клеймами с изображениями апостолов и святых (зап. двери) и цветочным орнаментом (юж. двери). В 1683–89 собор расписали костромские мастера из артели Г. Никитина [надпись в составе фресок упоминает царей Ивана Алексеевича и Петра Алексеевича, членов царской семьи, высшее духовенство, а также иконописцев (В. Осипов, В. Казмин, Е. Карпов и др.)]. Большая артель (20 костромичей) расписала и галерею-паперть (под рук. «жалованного изографа» Оружейной палаты Ф. Е. Зубова) фресками на сюжеты Апокалипсиса, с изображением родословного древа рос. государей, античных философов и поэтов (Орфей, Гомер, Солон, Платон, Птолемей, Ермий, Анахарис, Аристотель, Иридион) и подвижников веры на Руси (в т. ч. Максим Грек, учитель архимандрита Н. м. Саввы Святогорца). Стенопись отличают строгий рисунок и сдержанные, нежные цветовые сочетания. Лучше всего сохранилась яркая, праздничная роспись сев. галереи. При расчистке и укреплении фресок (с 1937) фрагменты росписи переданы в Третьяковскую галерею, Гос. историч. музей, а также в Музей истории религии (С.-Петербург). Иконостас собора (выс. 24 м, ширина 22 м) – один из самых крупных и сложных по конструкции, включающей систему галерей в уровне 2-го света для размещения певчих (для т. н. ангельского пения). На галереи ведут лестницы, устроенные в каменной кладке стен; т. о., вся система иконостаса заложена при строительстве собора. В иконостасе сохранились иконы 17 в. В 1-й пол. 18 в. позакомарное покрытие было заменено 4-скатным; в 1758 растёсаны окна нижнего яруса четверика; в кон. 18 в. строительство Знаменской ц. привело к переделке сев.-зап. части соборной галереи.
В 1619–20 для патриарха Филарета построены каменные «кельи» (ныне настоятельский корпус), в 1622 к северо-западу от собора – колокольня с часами. К ней примыкала Знаменская церковь-усыпальница (точная дата постройки и первоначальное устройство неизвестны; заново возведена в стиле классицизма на месте разобранного старого храма и колокольни в 1791–95 по проекту арх. Е. С. Назарова на средства гр. Н. П. Шереметева). Перед апсидами собора, в комплексе Святых ворот появились небольшая ц. Прп. Сергия Радонежского, каменные корпуса келий и больничный комплекс (в 1652 к ним пристроена одноглавая ц. Свт. Николая), возведена Покровская ц. (1673–75; приделы Свт. Димитрия Ростовского, 1757, и Вмц. Варвары, 1758), к которой в кон. 17 в. пристроили кирпичную трапезную.
В 1640–42 для постройки каменной ограды Н. м. сюда были свезены лучшие строители (в т. ч. из Кирилло-Белозерского монастыря), заселившие целую слободу. Стены (кирпичные с побелкой; в плане – неправильный 5-угольник) имеют бойницы, 5 угловых и 1 проездную (по центру вост. стены) башню со Святыми воротами (трое других ворот – проёмы в стенах, ведущие на двор настоятеля, в хозяйств. часть и к прудам). В 1759–85 на месте Святых ворот возвели барочную надвратную колокольню (арх. И. П. Жеребцов; во 2-м ярусе в 1787 освящена ц. Прп. Сергия Радонежского). Вытянутые корпуса братских и больничных келий собраны гл. обр. в сев. зоне Н. м. и поставлены параллельно ограде. К югу от собора расположены большой настоятельский корпус и парадный двор. К сер. 18 в. склон холма к р. Москва срезали террасами, укрепили каменной облицовкой и выкопали у подножия 4 пруда. Хозяйств. зону (конюшенный и скотный дворы, сад, бани), изначально примыкавшую к монастырю с юга, к сер. 18 в. окружили каменной оградой. После Отеч. войны 1812 пострадавший Н. м. был отремонтирован; обновлён собор (1820), поправлен иконостас (1837), фрески закрыты масляной живописью (1865–67, 1899); в 1820 достроен зап. корпус келий; в 1820–40-х гг. обновлены монастырские храмы. Над могилой инокини Досифеи (княжна Тараканова) у монастырских стен возведена часовня.
Важнейший историч. объект Н. м. – некрополь, центр. часть которого занимает подклет собора и участок Знаменской ц., где были погребены мн. представители родового клана Захарьиных-Кошкиных, в 17 в. – рода Романовых [мать царя Михаила Фёдоровича – Ксения Ивановна Шестова (в монашестве Марфа), его дядья Василий, Александр, Михаил Никитичи и И. Н. Романов, и др.], а также князья Черкасские, Оболенские, Трубецкие, Гагарины, Куракины, Щербатовы, бояре Нарышкины и др. На рубеже 19–20 вв. усыпальницу обновили: сменили надгробия (1899), оформили вход в русском стиле, в вост. части освятили ц. Св. Романа Сладкопевца (1900–1902, арх. С. У. Соловьёв; воссоздана в кон. 1990-х гг., освящена в 2002). После закрытия Н. м. (1918) усыпальница была разорена, но ряд подлинных надгробий сохранился. В 1990-х гг. в усыпальнице проводились раскопки, давшие важные результаты для просопографии боярских семей и истории погребального обряда 16–17 вв. В 1995 сюда перенесены останки вел. кн. Сергея Александровича. Под алтарём Знаменской ц. – фамильная усыпальница Шереметевых (здесь также погребены князья Лобановы-Ростовские, Черкасские, Сицкие, Урусовы и др.).