Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ПОКРО́В ПРЕСВЯТО́Й БОГОРО́ДИЦЫ

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 26. Москва, 2014, стр. 603

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: И. Е. Юсов; С. Н. Липатова (иконография)

ПОКРО́В ПРЕСВЯТО́Й БОГОРО́ДИЦЫ, пра­во­слав­ный празд­ник в па­мять о яв­ле­нии Бо­го­ро­ди­цы в Кон­стан­ти­но­по­ле в сер. 10 в. Со­глас­но цер­ков­но­му ус­та­ву, при­чис­ля­ет­ся к раз­ря­ду т. н. ве­ли­ких празд­ни­ков. От­ме­ча­ет­ся 1(14) ок­тяб­ря.

В ос­но­ву празд­ни­ка по­ло­же­но пре­да­ние, со­дер­жа­щее­ся в Жи­тии блж. Ан­д­рея Юро­ди­во­го (9–10 вв.), о яв­ле­нии ему и его уче­ни­ку, Епи­фа­нию, Бо­жи­ей Ма­те­ри: во вре­мя все­нощ­но­го бде­ния во Влахерн­ском хра­ме Кон­стан­ти­но­по­ля, ко­то­ро­му уг­ро­жа­ло на­па­де­ние вра­гов, явив­шая­ся Бо­го­ро­ди­ца, прой­дя по воз­ду­ху в со­про­во­ж­де­нии ан­ге­лов и свя­тых, рас­про­стёр­ла над мо­ля­щи­ми­ся свой плат (омо­фор), или по­кров (греч. σϰέπη).

«Покров Пресвятой Богородицы». Икона. Нач. 15 в. Новгород. Третьяковская галерея (Москва).

Хо­тя об­ще­при­зна­но, что празд­ник П. П. Б. име­ет рус. про­ис­хо­ж­де­ние, в ис­то­рич. нау­ке дис­ку­ти­ру­ет­ся во­прос о кон­крет­ном вре­ме­ни, мес­те по­яв­ле­ния и ини­циа­то­ре празд­ни­ка. Наи­бо­лее рас­про­стра­не­но пред­по­ло­же­ние, что он по­я­вил­ся на Ру­си при­бли­зи­тель­но во 2-й пол. 12 в., о чём сви­де­тель­ст­ву­ют дан­ные ме­ся­це­сло­вов и про­лож­ных чте­ний, а ини­циа­то­ром его ус­та­нов­ле­ния был вла­ди­мир­ский кн. Ан­д­рей Юрь­е­вич Бо­го­люб­ский. При нём в честь празд­ни­ка П. П. Б. бы­ла ос­вя­ще­на По­кро­ва на Нер­ли цер­ковь. Ки­ев­ская ги­по­те­за при­пи­сы­ва­ет идею празд­но­ва­ния П. П. Б. од­но­му из ки­ев­ских кня­зей (воз­мож­но, Вла­ди­ми­ру Все­во­ло­до­ви­чу Мо­но­ма­ху). При­во­дят­ся так­же ар­гу­мен­ты в поль­зу нов­го­род­ской вер­сии ге­не­зи­са празд­ни­ка. В це­лом пред­по­ла­га­ет­ся, что по­чи­та­ние По­кро­ва, воз­ник­нув в од­ном из ре­гио­нов Древ­ней Ру­си, по­сте­пен­но по­лу­чи­ло об­ще­рус­ское при­зна­ние. Празд­ник П. П. Б. яв­ля­ет­ся слав. ре­цеп­ци­ей ви­зант. по­чи­та­ния ос­тав­лен­ных Бо­го­ро­ди­цей при Ус­пе­нии ри­зы и поя­са [празд­но­ва­ние 2(15) ию­ля и 31 авг. (13 сент.) со­от­вет­ст­вен­но], те­ма­ти­че­ски вклю­ча­ясь, т. о., в еди­ный «ус­пен­ский» ка­лен­дар­но-бо­го­слу­жеб­ный цикл, что под­твер­жда­ет ана­лиз гим­но­гра­фич. тек­стов.

Стар­шие спи­ски бо­го­слу­жеб­но­го по­сле­до­ва­ния П. П. Б. да­ти­ру­ют­ся сер. 14 в. В па­мят­ни­ках 15 – нач. 17 вв. на­блю­да­ет­ся вы­тес­не­ние служ­бой По­кро­ва бо­лее древ­не­го чи­на, по­свя­щён­но­го ап. Ана­нии, чья па­мять от­ме­ча­ет­ся в этот же день; к кон­цу это­го пе­рио­да празд­ник П. П. Б. при­об­ре­та­ет не­ко­то­рые чер­ты дву­на­де­ся­тых празд­ни­ков. Та же эво­лю­ция про­сле­жи­ва­ет­ся на ма­те­риа­ле ти­пи­ко­нов и си­нак­са­рей. Уси­ле­ние ин­те­ре­са к те­ме празд­ни­ка П. П. Б. при­сут­ст­ву­ет и в др.-рус. го­ми­ле­тич. лит-ре 15–16 вв. В 18–19 вв. в со­от­вет­ст­вии с об­щей тен­ден­ци­ей раз­ви­тия гим­но­гра­фии по­лу­чи­ли рас­про­стра­не­ние ака­фи­сты По­кро­ву.

В сер. 19 в. служ­ба на По­кров по­явля­ет­ся в ли­тур­гич. прак­ти­ке греч. афон­ских мо­на­сты­рей. Совр. чи­но­по­сле­до­ва­ние, со­став­лен­ное не­за­ви­си­мо от слав. тек­ста, со­вер­ша­ет­ся в па­мять ос­во­бо­жде­ния Афин от герм. ок­ку­па­ции (12.10.1944).

Со­дер­жа­ние празд­ни­ка П. П. Б. – ми­ло­серд­ное за­ступ­ни­че­ст­во и по­мощь Бо­жи­ей Ма­те­ри – бы­ло вос­при­ня­то нар. тра­ди­ци­ей вост. сла­вян, до­пол­нив­шей цер­ков­ный празд­ник аг­рар­ной и ма­гич. сим­во­ли­кой. В нар. куль­ту­ре П. П. Б. от­ме­чал на­ча­ло зим­не­го се­зо­на. С это­го вре­ме­ни на­чи­на­ли го­то­вить из­бы к зи­ме, мес­та­ми – пе­ре­ста­ва­ли вы­го­нять скот на па­ст­би­ще; на Ук­раи­не и юге Рос­сии на­чи­на­ли то­пить до­ма. К П. П. Б. за­кан­чи­ва­лись все по­ле­вые и ого­род­ные ра­бо­ты и на­чи­нал­ся се­зон по­си­де­лок и сва­деб. Час­то на П. П. Б. уст­раи­ва­ли пив­ные празд­ни­ки-брат­чи­ны (По­кров­щи­ны).

Иконография

Во­прос об ис­то­ках ико­но­гра­фии П. П. Б. яв­ля­ет­ся дис­кус­си­он­ным. Со­глас­но од­ной из ги­по­тез, ви­зант. про­то­ти­пом др.-рус. об­ра­зов П. П. Б. мог­ла яв­лять­ся ил­лю­ст­ра­ция Ака­фи­ста Бо­жи­ей Ма­те­ри. По дру­гой, в ос­но­ве ком­по­зи­ции по­кров­ских икон ле­жит т. н. пят­нич­ное чу­до, про­ис­хо­див­шее еже­не­дель­но во Влахерн­ском хра­ме: за­ве­са (по­кров), за­кры­вав­шая од­ну из чти­мых икон Бо­го­ма­те­ри, при­под­ни­ма­лась на не­ко­то­рое вре­мя, де­лая об­раз дос­туп­ным для мо­лит­вы, а за­тем так же чу­дес­но опус­ка­лась. Спи­ски с это­го влахерн­ско­го об­раза, ве­ро­ят­но, бы­ли из­вест­ны на Ру­си. Древ­ней­шее изо­бра­же­ние П. П. Б. в др.-рус. иск-ве – на пла­сти­не мед­ных врат Ро­ж­де­ст­вен­ско­го со­бо­ра в Суз­да­ле (1-я треть 13 в.): Бо­го­ма­терь пред­став­ле­на в трёх­чет­верт­ном раз­во­ро­те, с под­ня­ты­ми в мо­лит­вен­ном жес­те ру­ка­ми, над Ней про­стёр­то по­кры­ва­ло, по сто­ро­нам – ан­ге­лы, в верх­нем пра­вом уг­лу – по­лу­фи­гу­ра бла­го­слов­ляю­ще­го Хри­ста. В 14 в. сло­жи­лись 2 ико­но­гра­фич. из­во­да П. П. Б. «Нов­го­род­ский» пред­став­ля­ет Бо­го­ро­ди­цу стоя­щей фрон­таль­но с воз­де­ты­ми ру­ка­ми над за­кры­ты­ми вра­та­ми хра­ма, ан­ге­лы дер­жат над ней плат (рос­пись со­бо­ра Сне­то­гор­ско­го мон. в Пско­ве, 1313; ико­на из Зве­ри­на мон., ок. 1399, Нов­го­род­ский гос. объ­е­ди­нён­ный ис­то­ри­ко-ар­хит. и ху­дож. му­зей-за­по­вед­ник; ико­на 1-й пол. 15 в. из со­брания А. В. Мо­ро­зо­ва, ГТГ; псков­ская ико­на 1-й пол. 15 в., Эр­ми­таж, С.-Пе­тер­бург), на фо­не пред­став­лен 5-гла­вый храм с ку­по­ла­ми. Ко вто­ро­му, «суз­даль­ско­му», ти­пу от­но­сят­ся об­ра­зы, на ко­то­рых плат, сим­во­ли­зи­рую­щий за­ступ­ни­че­ст­во Бо­жи­ей Ма­те­ри пе­ред Бо­гом за че­ло­ве­че­ский род, дер­жит са­ма Бо­го­ма­терь, вни­зу, в цен­тре, – ам­вон, на ко­то­ром сто­ит прп. Ро­ман Слад­ко­пе­вец со свит­ком в ру­ках (хра­мо­вая ико­на 2-й пол. 14 в., ГТГ; ико­на по­след­ней четв. 15 в., Вла­ди­ми­ро-Суз­даль­ский ис­то­ри­ко-ар­хит. и ху­дож. му­зей-за­по­вед­ник; обе – из По­кров­ско­го мон. в Суз­да­ле). В изо­бра­же­ни­ях дан­но­го ти­па Бо­го­ма­терь пред­став­ле­на на ар­хит. фо­не, пе­ре­даю­щем чер­ты Влахерн­ско­го ан­сам­бля в Кон­стан­ти­но­по­ле – пря­мо­уголь­ной ба­зи­ли­ки с 2-скат­ной кров­лей и круг­лой ку­поль­ной церк­ви. В обо­их из­во­дах в ниж­ней час­ти изо­бра­жа­ют­ся блж. Ан­д­рей Юро­ди­вый, ука­зую­щий на Бо­го­ма­терь, и груп­пы апо­сто­лов, свя­ти­те­лей, му­че­ни­ков и др. святых. В 16 в. про­изош­ло объ­е­ди­не­ние двух ико­но­гра­фич. ва­ри­ан­тов: плат над Бо­го­ма­те­рью дер­жат ан­ге­лы, а вни­зу сто­ит Ро­ман Слад­ко­пе­вец (дву­сто­рон­няя ико­на из Со­фий­ско­го со­бо­ра в Нов­го­ро­де, Нов­го­род­ский гос. объ­е­ди­нён­ный ис­то­ри­ко-ар­хит. и ху­дож. му­зей-за­по­вед­ник). Для па­мят­ни­ков 16–17 вв. ха­рак­тер­но вклю­че­ние бoльшего ко­ли­че­ст­ва дей­ст­вую­щих лиц: сре­ди при­сут­ст­вую­щих пред­став­ле­ны Та­ра­сий Кон­стан­ти­но­поль­ский, за­щи­щав­ший по­чи­та­ние икон Бо­го­ма­тери, и ви­зант. имп. Лев VI Муд­рый, в прав­ле­ние ко­то­ро­го про­изош­ло вла­херн­ское чу­до (нов­го­род­ская ико­на сер. 16 в., ГРМ).

В зап.-ев­роп. иск-ве близ­ки­ми по смыс­лу к об­раз­ам П. П. Б. яв­ля­ют­ся из­вест­ные с сер. 13 в. изо­бра­же­ния «Ма­дон­ны Ми­зе­ри­кор­дии» (Ма­дон­ны Ми­ло­сер­дия), ук­ры­ваю­щей мо­ля­щих­ся сво­им пла­щом (при­пи­сы­вае­мый С. Мар­ти­ни об­раз из Нац. пи­на­ко­те­ки, Сие­на, ок. 1305–10; трип­тих «Рас­пя­тие», «Ро­ж­де­ст­во Хри­сто­во» и «Ма­дон­на Ми­зе­ри­кор­дия», 1333, Лувр, Па­риж; центр. часть по­лип­ти­ха Пье­ро дел­ла Фран­че­ски, 1445–1460-е гг., Гор. пи­на­ко­те­ка, Бор­го-Сан­се­польк­ро). В рас­ши­рен­ном ва­ри­ан­те края пла­ща Ма­дон­ны дер­жат ан­ге­лы (рос­пись Д. Гир­лан­дайо в ц. Онь­и­сан­ти во Фло­рен­ции, 1480).

Лит.: Сер­гий (Спас­ский), ар­хи­еп. Свя­тый Ан­д­рей, Хри­ста ра­ди юро­ди­вый, и празд­ник По­кро­ва Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы. СПб., 1898; Кон­да­ков Н. П. Ико­но­гра­фия Бо­го­ма­те­ри. СПб., 1915. Т. 2; Lathоud R. P. D. Le thème iconographique du «Pokrov» de la Vièrge // L’art byzantin chez les slaves. P., 1932. Vol. 2; Спас­ский Ф. Г. К про­ис­хо­ж­де­нию ико­ны и празд­ни­ка По­кро­ва // Пра­во­слав­ная мысль. Па­риж, 1953. Вып. 9; Grabar A. Une source d’inspiration de l’iconographie byzantine tardive: les ceremonies du culte de la Vierge // Cahiers ar­chéolo­gi­ques. P., 1976. Vol. 25; Алек­сан­д­ров А. Об ус­та­нов­ле­нии празд­ни­ка По­кро­ва Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы в Рус­ской Церк­ви // Жур­нал Мо­с­ков­ской пат­ри­ар­хии. 1983. № 10–11; Гор­ди­ен­ко Э. А. «По­кров» в нов­го­род­ском изо­бра­зи­тель­ном ис­кус­ст­ве (Ис­точ­ни­ки об­ра­зо­ва­ния ти­па) // Древ­ний Нов­го­род. Ис­то­рия, ис­кус­ст­во, ар­хео­ло­гия. Но­вые ис­сле­до­ва­ния. М., 1983; Плю­ха­но­ва М. Б. Сю­же­ты и сим­во­лы Мо­с­ков­ско­го цар­ст­ва. СПб., 1995; Ша­ли­на И. А. Ре­ли­к­вии в вос­точ­но­хри­сти­ан­ской ико­но­гра­фии. М., 2005; Bentchev I. Bibliographie der Gottes­mut­terikonen. Bonn, 1992.

Вернуться к началу