Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ИОА́НН ДЕ ГАРЛА́НДИЯ

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 11. Москва, 2008, стр. 515

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: С. Н. Лебедев

ИОА́НН ДЕ ГАРЛА́НДИЯ (Johannes de Gar­landia), Ио­анн Фран­цуз­ский (Johan­nes Gallicus) (2-я пол. 13 – нач. 14 вв.), франц. тео­ре­тик му­зы­ки. Пре­по­да­вал в Па­риж­ском ун-те. Осн. тру­ды соз­дал при­бли­зи­тель­но в 1270–1320. Трак­тат «De plana musica» («О плав­ной му­зы­ке», т. е. о плав­ном рас­пе­ве – од­но­го­лос­ном хо­ра­ле с не­но­ти­ро­ван­ным рит­мом) со­дер­жит клас­си­фи­ка­цию му­зы­ки по Бо­эцию, уче­ние о соль­ми­за­ции по Гви­до Аре­тин­ско­му; уче­ние об ин­тер­ва­лах (рас­по­ло­же­ны в по­ряд­ке убы­ва­ния кон­со­нант­но­сти) и хро­ма­ти­ке (musica falsa) от­ра­жа­ет со­вре­мен­ную ему муз. прак­ти­ку (часть трак­та­та о мо­но­ди­че­ских ла­дах не со­хра­ни­лась). В цен­тре трак­та­та «De men­su­rabili musica» («О раз­ме­рен­ной му­зы­ке», т. е. о мно­го­го­лос­ной му­зы­ке с но­ти­ро­ван­ным рит­мом) – уче­ние о мо­даль­ной рит­ми­ке и её но­та­ции, обоб­щив­шее дос­ти­же­ния ано­ним­ных муз. тео­ре­ти­ков 13 в. Здесь при­ве­де­ны 6 рит­мич. мо­ду­сов, пра­ви­ла рит­мич. ли­га­тур и аль­те­ра­ций (снаб­же­ны цен­ны­ми нот­ны­ми при­ме­ра­ми), ус­та­нов­ле­ны гра­фе­мы для нот и па­уз разл. про­тя­жён­но­сти (по­след­ние ста­ли в даль­ней­шем об­ще­при­ня­ты­ми). Ру­ко­во­дству­ясь кри­те­ри­ем рит­мич. ор­га­ни­за­ции ком­по­зи­ции, И. де Г. опи­сал 3 осн. жан­ра мно­го­го­лос­ной му­зы­ки сво­его вре­ме­ни – дис­кант (под­роб­но), ко­пу­лу и ор­га­нум (крат­ко) – на ма­те­риа­ле Нотр-Дам шко­лы (впер­вые в ис­то­рии му­зы­ки). Уче­ние И. де Г. о рит­ме под­го­то­ви­ло поч­ву для пол­но­мас­штаб­ной тео­рии мен­зу­раль­ной рит­ми­ки и но­та­ции Фран­ко Кёльн­ско­го, Фи­лип­па де Вит­ри во Фран­ции, Мар­кет­то Па­ду­ан­ско­го в Ита­лии.

Соч.: De mensurabili musica / Hrsg. von E. Rei­mer. Wiesbaden, 1972. Bd 1–2; Musica plana / Hrsg. von C. Meyer. Ba­den-Baden, 1998.

Лит.: Haas M. Die Musiklehre im 13. Jahrhun­dert von Johannes de Garlandia bis Franco // Geschichte der Musiktheorie / Hrsg. von F. Za­miner. Darmstadt, 1984. Bd 5; По­спе­ло­ва Р. Гар­лан­дия – Фран­ко – Вит­ри: три ре­фор­ма­то­ра в мен­зу­раль­ной тео­рии XIII – на­ча­ла XIV вв. // Laudamus. К 60-ле­тию Ю. Н. Хо­ло­по­ва. М., 1992; она же. За­пад­ная но­та­ция XI–XIV вв. Ос­нов­ные ре­фор­мы. М., 2003.

Вернуться к началу