ИОА́НН ДЕ ГАРЛА́НДИЯ
-
Рубрика: Музыка
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ИОА́НН ДЕ ГАРЛА́НДИЯ (Johannes de Garlandia), Иоанн Французский (Johannes Gallicus) (2-я пол. 13 – нач. 14 вв.), франц. теоретик музыки. Преподавал в Парижском ун-те. Осн. труды создал приблизительно в 1270–1320. Трактат «De plana musica» («О плавной музыке», т. е. о плавном распеве – одноголосном хорале с ненотированным ритмом) содержит классификацию музыки по Боэцию, учение о сольмизации по Гвидо Аретинскому; учение об интервалах (расположены в порядке убывания консонантности) и хроматике (musica falsa) отражает современную ему муз. практику (часть трактата о монодических ладах не сохранилась). В центре трактата «De mensurabili musica» («О размеренной музыке», т. е. о многоголосной музыке с нотированным ритмом) – учение о модальной ритмике и её нотации, обобщившее достижения анонимных муз. теоретиков 13 в. Здесь приведены 6 ритмич. модусов, правила ритмич. лигатур и альтераций (снабжены ценными нотными примерами), установлены графемы для нот и пауз разл. протяжённости (последние стали в дальнейшем общепринятыми). Руководствуясь критерием ритмич. организации композиции, И. де Г. описал 3 осн. жанра многоголосной музыки своего времени – дискант (подробно), копулу и органум (кратко) – на материале Нотр-Дам школы (впервые в истории музыки). Учение И. де Г. о ритме подготовило почву для полномасштабной теории мензуральной ритмики и нотации Франко Кёльнского, Филиппа де Витри во Франции, Маркетто Падуанского в Италии.