Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

Я́КОБ ЛЬЕ́ЖСКИЙ

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 35. Москва, 2017, стр. 661

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: С. Н. Лебедев

Я́КОБ ЛЬЕ́ЖСКИЙ (лат. Jacobus Le­odien­sis) (ок. 1260, Льеж – по­сле 1330, там же), фран­ко-флам. тео­ре­тик му­зы­ки. Учил­ся и с 1313 пре­по­да­вал в Па­риж­ском ун-те. Ав­тор круп­ней­ше­го ср.-век. трак­та­та «Зер­ка­ло му­зы­ки» (лат. «Spe­culum musicae», нач. 14 в., в 7 кн.), в ко­то­ром от­стаи­вал цен­но­сти муз. ис­кус­ст­ва пред­ше­ст­вую­ще­го ис­то­рич. пе­рио­да (см. Арс ан­тик­ва). Гл. ав­то­ри­те­ты Я. Л. – Бо­эций в муз. нау­ке (лат. musica theorica – «тео­ре­ти­че­ская му­зы­ка», часть квад­ри­вия), Гви­до Аре­тин­ский и Фран­ко Кёльн­ский в тео­рии муз. ком­по­зи­ции (лат. musica practica – «прак­ти­че­ская му­зы­ка»). Ис­то­рич. цен­ность пред­став­ля­ют упо­ми­нания творч. дея­тель­но­сти му­зы­кан­тов 13 в. – ком­по­зи­то­ра Пье­ра де ла Круа и учё­но­го Ма­ги­ст­ра Лам­бер­та (Псев­до- Ари­сто­тель). В 7-й кн. трак­та­та рит­мич. и ме­ло­дич. нов­ше­ст­ва со­вре­мен­ной ему «рас­пу­щен­ной му­зы­ки» (musica las­civa) про­ти­во­пос­та­вил «про­стой и сдер­жан­ной гар­мо­нии» (harmonia simplex et modesta) пре­ды­ду­щих эпох, а всё боль­шее рас­про­стра­не­ние би­нар­ной мен­зу­ры (в 1-м зна­че­нии) вос­при­нял как от­каз от преж­не­го «со­вер­шен­ст­ва» (perfectio, фи­лос.-эс­те­тич. ка­те­го­рия и од­но­вре­мен­но важ­ней­шая ка­те­го­рия мен­зу­раль­ной рит­ми­ки, ука­зы­ваю­щая на тер­нар­ную мен­зу­ру) и ре­зуль­тат па­де­ния об­ществ. нрав­ст­вен­но­сти (см. так­же Мен­зу­раль­ная но­та­ция). Ав­тор «Трак­та­та о му­зы­каль­ных кон­со­нан­сах», «Трак­та­та об ин­то­на­ции [псал­мо­вых] то­нов» и «Му­зы­каль­но­го ком­пен­дия».

Соч.: Jacobi Leodiensis Speculum musicae / Ed. R. Bragard. Rome, 1955–1973. Vol. 1–7.

Вернуться к началу