МА́РТИНУ БОГУСЛАВ
-
Рубрика: Музыка
-
Скопировать библиографическую ссылку:
МА́РТИНУ (Martinů) Богуслав (8.12.1890, Поличка, Чехия – 28.8.1959, Листаль, близ Базеля, Швейцария; похоронен в Поличке), чеш. композитор. В 1906–13 учился в Пражской конс. (скрипка, затем орган и композиция). В 1914–23 играл на скрипке в оркестре Чеш. филармонии. В 1922–1923 стажировался по композиции в Праге у Й. Сука, влияние которого (а также А. Дворжака) ощутимо в его ранней музыке. В 1923–40 жил в Париже, брал уроки у А. Русселя. Там же испытал влияние творчества И. Ф. Стравинского, композиторов «Шестёрки» (особенно А. Онеггера), увлёкся джазом. В 1928 написал оркестровую пьесу «Le jazz», Джазовую сюиту для 12 инструментов; элементы джаза проникли и в крупные произведения: балет «Кухонное ревю» (Прага, 1927), кинооперу «Три желания» (1929). Важную роль в пропаганде творчества М. сыграл С. А. Кусевицкий, который в 1927 исполнил с Бостонским симфонич. оркестром урбанистич. пьесу М. «Суматоха» («La bagarre»), а позднее выступил заказчиком 1-й симфонии (1942) и др. сочинений. В 1941–53 М. жил в США (гл. обр. в Нью-Йорке), преподавал композицию в Принстонском ун-те, в Муз. школе Дейвида Маннеса в Нью-Йорке, в Танглвуде. С 1953 жил во Франции, Италии, Швейцарии.
Наиболее значительный (наряду с Л. Яначеком) чеш. композитор 20 в. В его сочинениях традиц. особенности чеш. музыки соединяются с идущими от франц. музыки того времени сдержанностью, стилистич. чистотой и ясностью мелодич. рисунка. В произведениях 1930-х гг. сказалась связь с неоклассицизмом (Concerto grosso, 1937; 3 ричеркара для камерного оркестра, 1938). В те же годы М. создал ряд сценич. произведений, в которых использовал чеш. фольклор, нар. сюжеты, традиции ср.-век. театра и принципы итал. комедии дель арте: балет с пением «Шпаличек» (Прага, 1933), оперы «Легенды о Марии» (1935) и «Театр за воротами» (1936; обе – Брно). Творч. расцвет композитора связан с созданием кантаты «Букет» (1937), Двойного концерта для 2 струнных оркестров, фп. и литавр (1938), «Полевой мессы» (1939), для которых характерны сдержанный лиризм и драматизм. Музыке М. послевоенных лет свойственны ностальгич. настроения: 6-я симфония («Симфонические фантазии», 1953); симфонич. поэма «Фрески Пьеро делла Франческа» (1955); «моравские» кантаты на тексты М. Буреша – «Освящение источников» (1955), «Легенда, возникшая из дыма картофельной ботвы» (1956), «Романс одуванчиков» (1957), «Микеш с гор» (1959). Многолетнее увлечение ренессансной полифонией отразилось в ряде вокальных и инструментальных «мадригалов» («5 чешских мадригалов», 1948; «Мадригалы», 1959). Его последняя опера «Греческие пассионы» на сюжет из жизни греч. деревни в годы тур. владычества (либретто автора по роману Н. Казандзакиса «Христа распинают вновь»; 1-я ред. 1957, 2-я ред. 1959; поставлена в Цюрихе в 1961) – трагедия эпич. масштаба, поднимающая вечные общечеловеческие темы.