КАЗАНДЗА́КИС НИКОС
-
Рубрика: Литература
-
Скопировать библиографическую ссылку:
КАЗАНДЗА́КИС (Καζαντζάϰης) Никос (18.2.1883, Ираклион, о. Крит – 26.10.1957, Фрайбург, Германия, похоронен в г. Ираклион), греч. писатель, обществ. деятель. Родился в семье землевладельца. Учился на юридич. ф-те Афинского ун-та (1902–06), а также в Сорбонне (1907–08). В 1920–1930-е гг. работал журналистом в разных странах мира, создал многочисл. путевые заметки. В 1925–27 К. трижды посетил СССР, впечатления о поездках отразились в его кн. «Москва кликнула клич» (опубл. на франц. яз., 1931). В 1941–44 жил на о. Эгина; с 1947 – во Франции и ФРГ, сотрудничал с ЮНЕСКО. Дебютировал новеллой «Змея и лилия» («Ὄφις ϰαὶ ϰρίνο», 1906, под псевд. Карма Нирвами), пьесами «Светает» («Ξημερώνει», пост. в 1907), «Жертвоприношение» («Θυσία», 1910) и др. Мировоззрение К. нашло отражение в трактате «Аскетика» («Ἀσϰητιϰή», 1927), в котором буддийские мотивы соединились с идеями Ф. Ницше, А. Бергсона, а также опытом анархич. социализма. Драматургия К. 1920–30-х гг. отличается повышенной экспрессивностью, резким противопоставлением характеров; для неё характерны пафос неприятия мещанских ценностей и внимание к нар. религиозности: пьесы «Никифор Фока» («Νιϰηφόρος Φωϰάς», 1927), «Христос» («Χριστός»), «Одиссей» («’Οδυσσέας», обе 1928), «Мелисса» («Μέλισσα», 1939), трилогия «Прометей» («Προμηθέας», все опубл. после 1945) и др. Успех снискала состоящая из 24 песен эпич. поэма «Одиссея» («’Οδύσσεια», 1938) на сюжеты гомеровских поэм. Свои наиболее значит. произведения К. написал в 1940–1950-х гг. Попыткой создания идеализированного греч. характера стал роман «Жизнь и похождения Алексиса Зорбы» («Βίος ϰαὶπολιτεία τοῦ Αλέξη Ζορμπά», 1943, рус. пер. 1998; экранизация М. Какояниса, 1964), гл. герой которого соединил в себе черты трикстера и отшельника. Роман «Христа распинают вновь» («‘Ο Χριστός ξανασταυρώνεται», 1954, рус. пер. 1962) – обличение лицемерия и жестокости на материале жизни совр. греч. села. Протест против мещанской морали, пропаганда идей «героического нигилизма» и самоценности бунта отличают роман «Капитан Михалис. Свобода или смерть» («‘Ο ϰαπετάν Μιχάλης. ’Ελευτερία ἤ θάνατος», 1953). Неортодоксальная трактовка сюжетов Священного Писания представлена в романе «Последнее искушение» («‘Ο τελευταῖος πειρασμός», 1952, рус. пер. 1993; экранизация М. Скорсезе под назв. «Последнее искушение Христа», 1988); роман был включён католической церковью в «Индекс запрещённых книг» (1954); готовившемуся отлучению К. от православной церкви воспрепятствовали патриарх Афинагор I и критский епископат. К. – автор беллетризованной биографии Франциска Ассизского «Беднячок Божий» («̔Ο Φτωχούλης τοῦ Θεοῦ», 1953), автобиографич. очерка «Отчёт для Эль Греко» («’Αναφορά στόν Γϰρέϰο », 1956, изд. в 1961), поэтич. сб. «Терцины» («Τερτσίνες», изд. в 1960), киносценариев, рассказов для детей, трудов по истории рус. лит-ры, публицистики, а также переводов на новогреческий яз. «Илиады» и «Одиссеи» Гомера (совм. с И. Какридисом), «Божественной комедии» Данте, «Фауста» И. В. Гёте и др. Междунар. пр. мира (1956).