Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

КАКОЯ́НИС МИХАЛИС

  • рубрика

    Рубрика: Театр и кино

  • родственные статьи
  • image description

    Электронная версия

    2018 год

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




М. Какоянис. Кадр из фильма «Грек Зорба». 1964.

КАКОЯ́НИС (Καϰογιάννης ) Ми­ха­лис (р. 11. 6.1922, Ли­ма­сол, Кипр – 25.7.2011, Афины), греч. ре­жис­сёр. С кон. 1930-х гг. жил в Лон­до­не: изу­чал юрис­пру­ден­цию, во вре­мя 2-й ми­ро­вой вой­ны ра­бо­тал в греч. ре­дак­ции Би-Би-Си, учил­ся ак­тёр­ско­му ре­мес­лу и ре­жис­су­ре в Центр. шко­ле дра­ма­тич. иск-ва при те­ат­ре «Олд Вик» (в 1947–1951 иг­рал в этом те­ат­ре). Пос­ле пе­ре­ез­да в Гре­цию по­ста­вил ф. «Вос­крес­ное про­бу­ж­де­ние» (1953). В сле­дую­щих ра­бо­тах («Стел­ла», 1955; «Де­вуш­ка в чёр­ном», 1957, пр. Мкф в Мо­ск­ве) про­яви­лось стрем­ле­ние ре­жис­сё­ра к ана­ли­зу жен­ских ха­рак­те­ров, что ста­ло оп­ре­де­ляю­щим в эк­ра­ни­за­ци­ях клас­сич. греч. тра­ге­дий: «Элек­тра» (1962, пр. Мкф в Кан­не), «Тро­ян­ки» (1971), «Ифи­ге­ния» (1977) и др. Луч­шая кар­ти­на К. – «Грек Зор­ба» (по од­но­им. ро­ма­ну Н. Ка­занд­за­ки­са, 1964) – вос­пе­ва­ет ра­до­сти жиз­ни, че­ло­веч­ность и доб­ро­ту во­пре­ки жес­то­ко­сти и бес­сер­де­чию ок­ру­жаю­ще­го ми­ра. Вы­ну­ж­ден­ный по по­ли­тич. со­об­ра­же­ни­ям жить за пре­де­ла­ми Гре­ции, К. снял филь­мы, осу­ж­даю­щие дик­та­тор­ский ре­жим («День, ко­гда всплы­ла ры­ба», 1967; «Ми­лая ро­ди­на», 1986). Вер­нув­шись в Гре­цию, по­ста­вил филь­мы: «Вверх, вниз и в сто­ро­ну» (1993), «Виш­нё­вый сад» (1999; эк­ра­ни­за­ция пье­сы А. П. Че­хо­ва). Ав­тор сце­на­ри­ев и про­дю­сер боль­шин­ст­ва сво­их филь­мов. В Гре­ции и за её пре­де­ла­ми так­же ста­вил опер­ные («Бо­ге­ма» Дж. Пуч­чи­ни, «Тра­виа­та» Дж. Вер­ди, и др.) и дра­ма­тич. спек­так­ли («Ро­мео и Джуль­ет­та» У. Шек­спи­ра, «Ли­си­ст­ра­та» Ари­сто­фа­на, и др.). Пе­ре­вёл на греч. яз. тра­ге­дии Шек­спи­ра «Ан­то­ний и Кле­о­пат­ра», «Гам­лет», «Ко­рио­лан», а так­же с др.-греч. яз. «Тро­ян­ки» Ев­рипи­да.

Лит.: Чер­нен­ко М. Ан­тич­ная тра­ге­дия и гре­че­ское ки­но // Про­бле­мы гу­ма­низ­ма и ан­ти­гу­ма­низ­ма в со­вре­мен­ном за­ру­беж­ном ки­но. М., 1986; M. Ка­коя­нис: филь­мы. Афи­ны, 1999 (на греч. яз.).

Вернуться к началу