Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

СКОРСЕ́ЗЕ МАРТИН

  • рубрика

    Рубрика: Театр и кино

  • родственные статьи
  • image description

    Электронная версия

    2016 год

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. В. Шпагин

СКОРСЕ́ЗЕ (Scorsese) Мартин (р. 17.11.1942, Нью-Йорк), американский режиссёр. В 1959 снял любительский фильм «Везувий VI». В 1966 окончил факультет режиссуры киноуниверситета в Нью-Йорке. Поставил несколько экспериментальных короткометражных новелл в стилистике французской «новой волны» («Что такая симпатичная девушка, как ты, делаешь в таком месте, как это?», 1963; «Не в тебе дело, Мюррей!», 1964; «Большое бритьё», 1968). О личностном взгляде на мир открыто заявил в религиозном по духу финале лирико-экзистенциальной драмы «Кто стучится в мою дверь?» (1967, выпуск 1976), отличающейся характерными приметами «артхауса» 1960-х гг. (спонтанность, импровизационность, рваный монтаж). Религиозное начало стало характерной приметой творчества С., как правило приводящего сюжеты своих лент к философским финалам с лёгким оттенком моралите (центральная тема – воздаяние за грех и искупление). Успех принесли гангстерская драма «Злые улицы» (1973) и трагикомедия «Алиса здесь больше не живёт» (1974), сделанные в передовом для тех лет стиле «нового американского реализма» с его стремлением к бессюжетным драматургическим конструкциям. Наиболее яркий фильм этого периода – «Таксист» (1976), драма участника вьетнамской войны. В ретромелодраме с элементами мюзикла «Нью-Йорк, Нью-Йорк» (1977), рассказывающей о жизни творческой богемы 1940–50-х гг., окончательно сформировался стиль С., сочетающий яркую зрелищную форму, отточенное чувство структуры и глубокое содержание, внутренне связанное с жанром притчи. Новый виток успеха связан с исследующей бездуховное сознание знаменитого спортсмена-боксёра монодрамой «Бешеный бык» (1980) и с социально-аналитическим ироничным триллером о всевластии и разрушительной силе «попсового», массового начала «Король комедии» (1982). Эти картины вывели С. в число лучших режиссёров США и на протяжении десятилетий лидируют, по оценкам международной критики, в первой десятке американских фильмов всех времён.

В стилистике реалистического абсурда выдержана экспериментальная лента «После работы» (1985). В 1988 С. поставил фильм «Последнее искушение Христа» – пример авторского прочтения Нового Завета. Согласно его концепции, Иисус Христос – не Сын Божий, а проводник Божественного духа. Тяжкое нравственное испытание венчает трагическая по сути победа: завершение сакральной миссии и гибель на кресте оказываются неразделимы. Фильм был резко осуждён рядом религиозных организаций и запрещён к прокату во многих странах.

В дальнейшем творчество С. коммерциализировалось, становясь ещё более эффектным и мастеровитым, но теряя в глубине и философичности. Режиссёр поставил криминальные драмы «Славные парни» (1990), «Казино» (1995) и «Отступники» (2006, премия «Оскар»), а также триллер «Мыс страха» (1991). Оставаясь приверженцем реалистического взгляда на мир, он экспериментирует со стилями. В жанре аристократически-изысканного киноромана снята психологическая драма «Эпоха невинности» (1993), в медитативно-ориентальной стилистике – религиозная притча «Кундун» (1997). Элементы гротесковой фантасмагории нашли отражение в ретробоевике «Банды Нью-Йорка» (2002). Реальность как сон предстаёт в зрелищной фантазии «Остров проклятых» (2010). Рассказ о последних годах жизни Ж. Мельеса – «Хранитель времени» («Хьюго», 2011) – наследует традиции рождественской сказки. В более традиционной форме сняты биографическая драма об эксцентричном миллионере Г. Хьюзе «Авиатор» (2004) и телесериал об истории американских бутлегеров времён «сухого закона» «Подпольная империя» (2010).

Новый всплеск интереса к творчеству С. вызвала жёсткая ирония фильма «Волк с Уолл-стрит» (2013) о судьбе олигарха, приходящего к финансовому краху, но морально не сдавшегося и верного своим жизненным принципам. Среди др. фильмов: «Цвет денег» (1986), «Воскрешая мертвецов» (1999), «Молчание» (2016); документальные – «Блюз» (2003), «Роллинг Стоунз: Да будет свет» (2008), «Джордж Харрисон: жизнь в материальном мире» (2011). Выступает также как продюсер своих и др. фильмов («Кидалы», 1990; «История американского кино от Мартина Скорсезе», 1995; «Можешь рассчитывать на меня», 2000; «Новый Франкенштейн», 2004; «Роскошная жизнь», 2008; «Малавита», 2013; «Винил» и «Молчание», оба 2016; всего более 30), а также сценарист и актёр. Лучшие роли: пассажир такси («Таксист»), Гатти-Кассаза («Анна Павлова»), Ван Гог («Сны Акиры Куросавы»), Джо Лессер («Виновен по подозрению»).

Соч.: Scorsese on Scorsese. L., 1990; Scorsese: a journey through the American psyche. L., 2005.

Лит.: Jасоbs D. Hollywood renaissance. N. Y.; L., 1977; Руе M., Муlеs L. Тhe movie brats. L.; Boston, 1979; Кеllу M. Martin Scorsese the first decade. Pleasantville, 1980; Коlkеr R. А cinema of loneliness. N. Y.; Oxf., 1980; Комов Ю. В двух измерениях // Комов Ю. Голливуд без маски. М., 1982; Domecq J. Ph. Martin Scorsese: un rêve italo-américain. P., 1986; Stern L. The Scorsese connection. Bloomington, 1995; A personal journey with Martin Scorsese through American movies. N.Y., 1997; Leighton G. The films of Martin Scorsese, 1963-77: authorship and context. N.Y., 2000; Debora Farina M. C'era una volta New York: Martin Scorsese e Le gangs di New York. Faenza, 2002; Seesslen G. Martin Scorsese. Berlin, 2003; Lucantonio E. Martin Scorsese. Roma, 2003; Martin Scorsese / entretiens avec Michael Henry Wilson. P., 2005; The philosophy of Martin Scorsese. Lexington, 2007; LoBrutto V. Martin Scorsese. Westport, Conn., 2008; Sotinel Th. Martin Scorsese. P., 2010; Conversations with Scorsese. N.Y., 2011; Grist L. The films of Martin Scorsese, 1978-99: authorship and context II. Houndmills, Basingstoke, Hampshire, N. Y., 2013; Shone T. Martin Scorsese: a retrospective. N.Y., 2014; Kenworthy Ch. Shoot like Scorsese: the visual secrets of shock, elegance, and extreme character. Studio City, CA, [2016].

Вернуться к началу