ФУРТВЕ́НГЛЕР ВИЛЬГЕЛЬМ
-
Рубрика: Музыка
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ФУРТВЕ́НГЛЕР (Furtwängler) Вильгельм (25.1.1886, Берлин – 30.11.1954, Баден-Баден), немецкий дирижёр, композитор, музыкальный писатель. В детстве учился игре на фортепиано и композиции у Й. Райнбергера, М. фон Шиллингса и др. Позднее занимался теорией музыки под руководством Г. Шенкера, взгляды которого оказали значительное воздействие на Фуртвенглера. Дебютировал как дирижёр в 1906 в Мюнхене. Был репетитором в оперных театрах Бреслау (1905–06), Цюриха (1906–07), Мюнхена (1907–09), дирижёром театра в Страсбурге (1910–11). В 1911–15 музыкальный руководитель оперного театра в Любеке, в 1915–20 – в Мангейме. В 1922–28 главный дирижёр оркестра «Гевандхауза», в 1922–45 и с 1952 до конца жизни – Берлинского филармонического оркестра. С начала 1920-х гг. постоянно сотрудничал с Венским филармоническим оркестром, выступал с различными оркестрами Европы и США. В 1931 впервые участвовал в Байрёйтском фестивале.
С приходом нацистов к власти в Германии положение Фуртвенглера стало неоднозначным: будучи одной из центральных фигур культурной жизни Третьего рейха, он в то же время пытался дистанцироваться от официальной пропаганды и культурной политики. После запрета к постановке оперы П. Хиндемита «Художник Матис» (1934) Фуртвенглер в знак протеста отказался от всех официальных постов и сосредоточился на концертной деятельности. В начале 1945 был вынужден покинуть Германию, поселился в Швейцарии. В том же году американская военная администрация обвинила Фуртвенглера в сотрудничестве с нацистами и запретила его публичные выступления. В 1947 обвинения были сняты, Фуртвенглер возобновил активную дирижёрскую деятельность, преимущественно в Западной Европе, участвовал в музыкальных фестивалях в Зальцбурге, Байрёйте, Люцерне, Эдинбурге, дирижировал операми Р. Вагнера в миланском театре «Ла Скала».
В основе репертуара – симфонические и оперные произведения немецких и австрийских композиторов, главным образом Л. ван Бетховена, В. А. Моцарта, Р. Вагнера, И. Брамса, А. Брукнера; концертные программы включали также музыку П. И. Чайковского, С. Франка, А. Дворжака, композиторов – современников Ф. (Р. Штрауса, М. Равеля, Б. Бартока, П. Хиндемита, А. Шёнберга, И. Ф. Стравинского и др.). Дирижирование Фуртвенглера отличали ярко выраженное волевое начало, огромное личностное воздействие на оркестрантов и слушателей, стремление к мощному и объёмному звучанию оркестра, довольно свободная трактовка исполняемых произведений. Многие интерпретации Фуртвенглера входят в число наиболее значительных в истории исполнительского искусства. В фонографическом наследии центральное место занимают записи симфоний Бетховена, Ф. Шуберта, Брамса, Брукнера, Чайковского, студийные записи опер «Фиделио» Бетховена (1953), «Тристан и Изольда» (1952) и «Валькирия» (1954) Вагнера, концертные записи периода 2-й мировой войны.
Фуртвенглер-композитор работал преимущественно в области симфонической и камерно-инструментальной музыки, среди сочинений: 3 симфонии (1941, 1945, 1954), Симфонический концерт для фортепиано с оркестром (1937). Автор ряда книг и статей о музыке: «Gespräche über Musik» (1948), «Ton und Wort: Aufsätze und Vorträge 1918 bis 1954» (1954) и др.