Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ШЕ́НКЕР ГЕНРИХ

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 34. Москва, 2017, стр. 795

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




ШЕ́НКЕР (Schenker) Ген­рих (19.6.1868, Виш­нев­чик, Ав­ст­ро-Венг­рия, ны­не Те­ре­бов­лян­ско­го р-на Тер­но­поль­ской обл., Ук­раи­на – 13.1.1935, Ве­на), австр. му­зы­ко­вед. С 1884 жил в Ве­не. В 1887–89 учил­ся в Вен­ской конс. (иг­ру на фп. изу­чал у Э. Люд­ви­га, гар­мо­нию и кон­тра­пункт – у А. Брук­не­ра; не окон­чил). Ав­тор тру­да «Но­вые му­зы­каль­ные тео­рии и фан­та­зии» в 3 т.(1906–35), в ко­то­ром раз­ра­бо­тал ори­ги­наль­ное уче­ние, по­лу­чив­шее ши­ро­кое рас­про­стра­не­ние в США (2-я пол. 20 в.) и Зап. Ев­ро­пе (кон. 20 в.). Ш. пред­став­лял муз. про­из­ве­де­ние как со­во­куп­ность ие­рар­хи­че­ски свя­зан­ных сло­ёв, ко­то­рые ме­то­дом по­сле­до­ва­тель­но­го уп­ро­ще­ния, или «ре­дук­ции» (Reduktion), мож­но све­сти к эле­мен­тар­но­му ме­ло­ди­ко-гар­мо­нич. ос­то­ву (т. н. Ursatz) и в ко­неч­ном ито­ге к ма­жор­но­му или ми­нор­но­му тре­зву­чию. Ал­го­ритм гар­мо­нич. ана­ли­за, раз­ра­бо­тан­ный Ш. на тен­ден­ци­оз­но по­доб­ран­ном ма­те­риа­ле ба­роч­ной и клас­си­ко-ро­ман­тич. то­наль­ной му­зы­ки (гл. обр. И. С. Бах, Л. ван Бет­хо­вен и Ф. Шо­пен), ра­бо­та­ет лишь от­час­ти или во­все не ра­бо­та­ет по от­но­ше­нию к му­зы­ке др. эпох и сти­лей (напр., по от­но­ше­нию к гри­го­ри­ан­ско­му хо­ра­лу, мо­даль­ной гар­мо­нии Дж. П. да Па­ле­ст­ри­ны, «но­вой» то­наль­но­сти С. С. Про­кофь­е­ва, сим­мет­рич­ным ла­дам О. Мес­сиа­на); по этой при­чи­не в ме­то­до­ло­гии Ш. не­ко­то­рые ис­сле­до­ва­те­ли от­ме­ча­ют «ан­ти­ис­то­ризм».

Соч.: Neue musikalische Theorien und Phan­tasien. W., 1906–1935. Bd 1: Harmonielehre. Bd 2: Kontrapunkt. Bd 3: Der freie Satz.

Лит.: Federhofer H. H. Schenker. Hildesheim; N. Y., 1985; Ayotte B. M. H. Schenker: A guide to research. N. Y.; L., 2004; Хо­ло­пов Ю. Н. Му­зы­каль­но-тео­ре­ти­че­ская сис­те­ма Х. Шен­ке­ра. М., 2006.

Вернуться к началу