ШЕ́НКЕР ГЕНРИХ
-
Рубрика: Музыка
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ШЕ́НКЕР (Schenker) Генрих (19.6.1868, Вишневчик, Австро-Венгрия, ныне Теребовлянского р-на Тернопольской обл., Украина – 13.1.1935, Вена), австр. музыковед. С 1884 жил в Вене. В 1887–89 учился в Венской конс. (игру на фп. изучал у Э. Людвига, гармонию и контрапункт – у А. Брукнера; не окончил). Автор труда «Новые музыкальные теории и фантазии» в 3 т.(1906–35), в котором разработал оригинальное учение, получившее широкое распространение в США (2-я пол. 20 в.) и Зап. Европе (кон. 20 в.). Ш. представлял муз. произведение как совокупность иерархически связанных слоёв, которые методом последовательного упрощения, или «редукции» (Reduktion), можно свести к элементарному мелодико-гармонич. остову (т. н. Ursatz) и в конечном итоге к мажорному или минорному трезвучию. Алгоритм гармонич. анализа, разработанный Ш. на тенденциозно подобранном материале барочной и классико-романтич. тональной музыки (гл. обр. И. С. Бах, Л. ван Бетховен и Ф. Шопен), работает лишь отчасти или вовсе не работает по отношению к музыке др. эпох и стилей (напр., по отношению к григорианскому хоралу, модальной гармонии Дж. П. да Палестрины, «новой» тональности С. С. Прокофьева, симметричным ладам О. Мессиана); по этой причине в методологии Ш. некоторые исследователи отмечают «антиисторизм».