ФУ́РТВЕ́НГЛЕР ВИЛЬГЕЛЬМ
-
Рубрика: Музыка
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
Книжная версия:
Электронная версия:
ФУ́РТВЕ́НГЛЕР (Furtwängler) Вильгельм (25.1.1886, Берлин – 30.11.1954, Баден-Баден), нем. дирижёр, композитор, муз. писатель. В детстве учился игре на фп. и композиции у Й. Райнбергера, М. фон Шиллингса и др. Позднее занимался теорией музыки под рук. Г. Шенкера, взгляды которого оказали значит. воздействие на Ф. Дебютировал как дирижёр в 1906 в Мюнхене. Был репетитором в оперных театрах Бреслау (1905–06), Цюриха (1906–07), Мюнхена (1907–09), дирижёром театра в Страсбурге (1910–11). В 1911–15 муз. рук. оперного театра в Любеке, в 1915–20 – в Мангейме. В 1922–28 гл. дирижёр оркестра «Гевандхауза», в 1922–45 и с 1952 до конца жизни – Берлинского филармонического оркестра. С нач. 1920-х гг. постоянно сотрудничал с Венским филармоническим оркестром, выступал с разл. оркестрами Европы и США. В 1931 впервые участвовал в Байрёйтском фестивале.
С приходом нацистов к власти в Германии положение Ф. стало неоднозначным: будучи одной из центр. фигур культурной жизни Третьего рейха, он в то же время пытался дистанцироваться от офиц. пропаганды и культурной политики. После запрета к постановке оперы П. Хиндемита «Художник Матис» (1934) Ф. в знак протеста отказался от всех офиц. постов и сосредоточился на концертной деятельности. В нач. 1945 был вынужден покинуть Германию, поселился в Швейцарии. В том же году амер. воен. администрация обвинила Ф. в сотрудничестве с нацистами и запретила его публичные выступления. В 1947 обвинения были сняты, Ф. возобновил активную дирижёрскую деятельность, преим. в Зап. Европе, участвовал в муз. фестивалях в Зальцбурге, Байрёйте, Люцерне, Эдинбурге, дирижировал операми Р. Вагнера в миланском театре «Ла Скала».
В основе репертуара – симфонич. и оперные произведения нем. и австр. композиторов, гл. обр. Л. ван Бетховена, В. А. Моцарта, Р. Вагнера, И. Брамса, А. Брукнера; концертные программы включали также музыку П. И. Чайковского, С. Франка, А. Дворжака, композиторов – современников Ф. (Р. Штрауса, М. Равеля, Б. Бартока, П. Хиндемита, А. Шёнберга, И. Ф. Стравинского и др.). Дирижирование Ф. отличали ярко выраженное волевое начало, огромное личностное воздействие на оркестрантов и слушателей, стремление к мощному и объёмному звучанию оркестра, довольно свободная трактовка исполняемых произведений. Мн. интерпретации Ф. входят в число наиболее значительных в истории исполнительского иск-ва. В фонографич. наследии центр. место занимают записи симфоний Бетховена, Ф. Шуберта, Брамса, Брукнера, Чайковского, студийные записи опер «Фиделио» Бетховена (1953), «Тристан и Изольда» (1952) и «Валькирия» (1954) Вагнера, концертные записи периода 2-й мировой войны.
Ф.-композитор работал преим. в области симфонич. и камерно-инструментальной музыки, среди сочинений: 3 симфонии (1941, 1945, 1954), Симфонический концерт для фп. с оркестром (1937). Автор ряда книг и статей о музыке: «Gespräche über Musik» (1948), «Ton und Wort: Aufsätze und Vorträge 1918 bis 1954» (1954) и др.