УЛА́НОВА ГАЛИНА СЕРГЕЕВНА
-
Рубрика: Театр и кино
-
Скопировать библиографическую ссылку:
УЛА́НОВА Галина Сергеевна [26.12.1909 (8.1.1910), С.-Петербург – 21.3.1998, Москва], рос. балерина, педагог, нар. арт. СССР (1951), дважды Герой Соц. Труда (1974, 1980). Окончив ЛХУ в 1928 (занималась у своей матери – М. Ф. Романовой и у А. Я. Вагановой), с того же года в Ленингр. театре оперы и балета (ныне Мариинский театр). В 1944–60 солистка ГАБТ. Её исполнение отличала органичная слитность танцевальной техники, драматич. игры, пластики. Не нарушая строгой чистоты линий и форм классич. танца, наполняла их трепетом, простым, обыденным действиям придавала грацию и музыкальность, а самым сложным и технически изощрённым танцевальным движениям – непринуждённость и выразительность естеств. жеста. Лучшие работы балерины доказали возможность «перевода» на язык танца произведений, выражающих глубокое филос. содержание, силу страстей: партии в балетах П. И. Чайковского «Лебединое озеро» (Одетта – Одиллия), «Спящая красавица» (Аврора), «Щелкунчик» (Маша; балетм. В. И. Вайнонен, первая исполнительница), Б. В. Асафьева (Мария – «Бахчисарайский фонтан»; балетм. Р. В. Захаров, первая исполнительница), С. С. Прокофьева (Джульетта – «Ромео и Джульетта»; Гос. пр. СССР, 1947). Вершина трагедийного иск-ва У. – сцена сумасшествия Жизели («Жизель» А. Адана). Первая исполнительница партий в балетах Вайнонена, Л. В. Якобсона, В. П. Чеснакова (Комсомолка – «Золотой век» Д. Д. Шостаковича), Вагановой (Диана – «Эсмеральда» Ч. Пуньи), Захарова (Корали – «Утраченные иллюзии» Асафьева), Л. М. Лавровского (Катерина – «Сказ о каменном цветке» Прокофьева). Среди др. партий: Сольвейг («Ледяная дева» на музыку Э. Грига), Золушка («Золушка» Прокофьева; Гос. пр. СССР, 1946), Параша («Медный всадник») и Тао Хоа («Красный мак»; Гос. пр. СССР, 1950) Р. М. Глиэра. С 1960 балетм.-репетитор ГАБТ. В разные годы у неё совершенствовались В. В. Васильев, Е. С. Максимова, Л. И. Семеняка, Н. В. Тимофеева, Н. М. Цискаридзе и мн. др. Снималась в ф. «Солистка балета», в кинофильмах-концертах «Большой концерт», «Концерт мастеров искусств», «Мастера русского балета», в кинофильме-балете «Ромео и Джульетта». У. завоевала всемирное признание, став символом рус. балета. Ленинская пр. (1957), Гос. пр. СССР (1941). Награждена орденами Ленина (1953, 1970). Пр. Анны Павловой Парижской Академии танца (1958).