Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

УЛА́НОВА ГАЛИНА СЕРГЕЕВНА

  • рубрика

    Рубрика: Театр и кино

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 33. Москва, 2017, стр. 5

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Г.С. Уланова в балете «Жизель» А. Адана. РИА Новости

УЛА́НОВА Га­ли­на Сер­ге­ев­на [26.12.1909 (8.1.1910), С.-Пе­тер­бург – 21.3.1998, Мо­ск­ва], рос. ба­ле­ри­на, пе­да­гог, нар. арт. СССР (1951), дваж­ды Ге­рой Соц. Тру­да (1974, 1980). Окон­чив ЛХУ в 1928 (за­ни­ма­лась у сво­ей ма­те­ри – М. Ф. Ро­ма­но­вой и у А. Я. Ва­га­но­вой), с то­го же го­да в Ле­нингр. те­ат­ре опе­ры и ба­ле­та (ны­не Ма­ри­ин­ский те­атр). В 1944–60 со­ли­ст­ка ГАБТ. Её ис­пол­не­ние от­ли­ча­ла ор­га­нич­ная слит­ность тан­це­валь­ной тех­ни­ки, дра­ма­тич. иг­ры, пла­сти­ки. Не на­ру­шая стро­гой чис­то­ты ли­ний и форм клас­сич. тан­ца, на­пол­ня­ла их тре­пе­том, про­стым, обы­ден­ным дей­ст­ви­ям при­да­ва­ла гра­цию и му­зы­каль­ность, а са­мым слож­ным и тех­ни­че­ски изо­щрён­ным тан­це­валь­ным дви­же­ни­ям – не­при­ну­ж­дён­ность и вы­ра­зи­тель­ность ес­теств. жес­та. Луч­шие ра­бо­ты ба­ле­ри­ны до­ка­за­ли воз­мож­ность «пе­ре­во­да» на язык тан­ца про­из­ве­де­ний, вы­ра­жаю­щих глу­бо­кое фи­лос. со­дер­жа­ние, си­лу стра­стей: пар­тии в ба­ле­тах П. И. Чай­ков­ско­го «Ле­бе­ди­ное озе­ро» (Одет­та – Одил­лия), «Спя­щая кра­са­ви­ца» (Ав­ро­ра), «Щел­кун­чик» (Ма­ша; ба­летм. В. И. Вай­но­нен, пер­вая ис­пол­ни­тель­ни­ца), Б. В. Асафь­е­ва (Ма­рия – «Бах­чи­са­рай­ский фон­тан»; ба­летм. Р. В. За­ха­ров, пер­вая ис­пол­ни­тель­ни­ца), С. С. Про­кофь­е­ва (Джуль­ет­та – «Ро­мео и Джуль­ет­та»; Гос. пр. СССР, 1947). Вер­ши­на тра­ге­дий­но­го иск-ва У. – сце­на су­ма­сше­ст­вия Жи­зе­ли («Жи­зель» А. Ада­на). Пер­вая ис­пол­ни­тель­ни­ца пар­тий в ба­ле­тах Вай­ноне­на, Л. В. Якоб­со­на, В. П. Чес­на­кова (Ком­со­мол­ка – «Зо­ло­той век» Д. Д. Шос­та­ко­ви­ча), Ва­га­но­вой (Диа­на – «Эс­ме­раль­да» Ч. Пу­ньи), За­ха­ро­ва (Ко­ра­ли – «Ут­ра­чен­ные ил­лю­зии» Асафь­е­ва), Л. М. Лав­ров­ско­го (Ка­те­ри­на – «Сказ о ка­мен­ном цвет­ке» Про­кофь­ева). Сре­ди др. пар­тий: Соль­вейг («Ле­дя­ная де­ва» на му­зы­ку Э. Гри­га), Зо­луш­ка («Зо­луш­ка» Про­кофье­ва; Гос. пр. СССР, 1946), Па­ра­ша («Мед­ный всад­ник») и Тао Хоа («Крас­ный мак»; Гос. пр. СССР, 1950) Р. М. Гли­эра. С 1960 ба­летм.-ре­пе­ти­тор ГАБТ. В раз­ные го­ды у неё со­вер­шен­ст­во­ва­лись В. В. Ва­силь­ев, Е. С. Мак­си­мо­ва, Л. И. Се­ме­ня­ка, Н. В. Ти­мо­фее­ва, Н. М. Цис­ка­рид­зе и мн. др. Сни­ма­лась в ф. «Со­ли­ст­ка ба­ле­та», в ки­но­филь­мах-кон­цер­тах «Боль­шой кон­церт», «Кон­церт мас­те­ров ис­кусств», «Мас­те­ра рус­ско­го ба­ле­та», в ки­но­филь­ме-ба­ле­те «Ро­мео и Джуль­ет­та». У. за­вое­ва­ла все­мир­ное при­зна­ние, став сим­во­лом рус. ба­ле­та. Ле­нин­ская пр. (1957), Гос. пр. СССР (1941). На­гра­ж­де­на ор­де­на­ми Ле­ни­на (1953, 1970). Пр. Ан­ны Пав­ло­вой Па­риж­ской Ака­де­мии тан­ца (1958).

Лит.: Бо­гда­нов-Бе­ре­зов­ский В. Г. С. Ула­но­ва. 2-е изд. М., 1961; Fühmann F. G. Ulano­va. B., 1961; Чер­но­ва Н. От Гель­цер до Ула­но­вой. М., 1979; Львов-Ано­хин Б. Г. Ула­но­ва. 2-е изд. М., 1984; Дав­ле­ка­мо­ва С. Г. Ула­но­ва: я не хо­те­ла тан­це­вать. М., 2010; Га­ев­ский В. Г. Ула­но­ва. М., 2010; Kahn A. E. Days with Ulanova: an intimate portrait of the legendary Russian ballerina. [3rd ed.]. N. Y., 2010; Ко­ва­лик О. Г. Г. Ула­но­ва. М., 2015.

Вернуться к началу