Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ВАГА́НОВА АГРИППИНА ЯКОВЛЕВНА

  • рубрика

    Рубрика: Театр и кино

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 4. Москва, 2006, стр. 490

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Б. А. Илларионов
«А. Я. Ваганова в классе». Портрет работы В. Семёновой-Тян-Шанской.

ВАГА́НОВА Аг­рип­пи­на Яков­лев­на [14(26).6.1879, С.-Пе­тер­бург – 5.11.1951, Ле­нин­град], рос. ар­ти­ст­ка ба­ле­та, пе­да­гог, нар. арт. РСФСР (1934). В 1897 окон­чи­ла Пе­терб. те­ат­раль­ное уч-ще (пе­да­го­ги Е. О. Ва­зем, Л. И. Ива­нов, Х. П. Ио­ган­сон, П. А. Гердт) и бы­ла за­чис­ле­на в кор­де­ба­лет Ма­ри­ин­ско­го те­ат­ра. Тан­цов­щи­ца стро­гой ака­де­мич. шко­лы, про­сла­ви­лась как не­пре­взой­дён­ная ис­пол­ни­тель­ни­ца ва­риа­ций (соль­ные пар­тии в «Рай­мон­де» А. К. Гла­зу­но­ва, «Коп­пе­лии» Л. Де­ли­ба, «Бая­дер­ке» и «Дон Ки­хо­те» Л. Ф. Мин­ку­са, и др.). Об­ла­да­ла стре­ми­тель­ным ле­ту­чим прыж­ком; ов­ла­дев вир­ту­оз­ным тан­цем, под­ня­лась до по­ло­же­ния со­ли­ст­ки. Сре­ди гл. пар­тий: фея Наи­ла («Ру­чей» Де­ли­ба, Мин­ку­са), Одет­та – Одил­лия («Ле­бе­ди­ное озе­ро» П. И. Чай­ков­ско­го), Царь-де­ви­ца («Ко­нёк-Гор­бу­нок» Ч. Пу­ньи), Жи­зель («Жи­зель» А. Ада­на). В 1916 ос­та­ви­ла сце­ну в зва­нии ба­ле­ри­ны. Пе­да­го­гич. дея­тель­ность на­ча­ла по­сле 1917. Пре­по­да­ва­ла в Шко­ле рус. ба­ле­та А. Л. Во­лын­ско­го. В 1921–51 ве­ду­щий пе­да­гог клас­сич. тан­ца ЛХУ (с 1946 проф.). Сре­ди уче­ниц: М. Т. Се­мё­но­ва, Н. А. Ани­си­мо­ва, Г. С. Ула­но­ва, Т. М. Ве­че­сло­ва, Н. М. Ду­дин­ская, А. Я. Ше­лест, О. Н. Мои­сее­ва, Н. А. Кур­гап­ки­на, А. Е. Оси­пен­ко, И. А. Кол­па­ко­ва. В ос­но­ве пе­да­го­гич. сис­те­мы В. – ос­мыс­лен­ность тех­ни­ки, вы­ра­зи­тель­ность и гар­мо­нич­ность тан­ца, при этом осо­бую роль иг­ра­ет стро­гая по­ста­нов­ка кор­пу­са и спи­ны, по­зи­ций рук и ног. В. обоб­щи­ла сце­нич. прак­ти­ку рус. ба­лет­но­го те­ат­ра 2-й пол. 19 в., тра­ди­ции франц. и итал. школ, дав им­пульс даль­ней­ше­му раз­ви­тию прин­ци­пов клас­сич. тан­ца. Шко­ла В. ока­за­ла зна­чит. влия­ние на за­ру­беж­ный ба­лет. Ме­то­ди­ка В. из­ло­же­на в её кн. «Ос­но­вы клас­си­че­ско­го тан­ца» (1934, вы­дер­жа­ла неск. из­да­ний и пе­ре­ве­де­на на мн. язы­ки). В 1946–51 зав. ка­фед­рой хо­рео­гра­фии Ле­нингр. кон­сер­ва­то­рии. В 1931–1937 худ. рук. ба­ле­та ГАТОБ, где в собств. ре­дак­ции по­ста­ви­ла «Ле­бе­ди­ное озе­ро» Чай­ков­ско­го (1933) и «Эс­ме­раль­ду» Пу­ньи (1935, 1948). В 1943–44 ху­дож. кон­суль­тант ба­ле­та ГАБТ; сыг­ра­ла за­мет­ную роль в проф. ста­нов­ле­нии М. М. Пли­сец­кой. В 1957 ЛХУ присвое­но имя В. (с 1991 Ака­де­мия рус­ско­го ба­ле­та име­ни В.). В С.-Пе­тер­бур­ге про­во­дит­ся Ме­ж­ду­нар. ба­лет­ный кон­курс «Ва­га­но­ва – Prix» (с 1988; до 1995 кон­курс име­ни В.). Твор­че­ст­ву В. по­свя­щён т/ф «Аг­рип­пи­на Ва­га­но­ва» (1986). Гос. пр. СССР (1946).

Лит.: А. Я. Ва­га­но­ва. Ста­тьи, вос­по­ми­на­ния, ма­те­риа­лы. Л.; М., 1958; Кра­сов­ская В. М. Ва­га­но­ва. Л., 1989.

Вернуться к началу