СЕМЁНОВА МАРИНА ТИМОФЕЕВНА
-
Рубрика: Театр и кино
-
Скопировать библиографическую ссылку:
СЕМЁНОВА Марина Тимофеевна [30.5(12.6).1908, С.-Петербург – 9.6.2010, Москва], рос. балерина, педагог, нар. арт. СССР (1975), Герой Соц. Труда (1988). По окончании ЛХУ (педагог А. Я. Ваганова) в 1925–29 в Ленингр. театре оперы и балета. В 1930–52 в моск. Большом театре. Выдающаяся представительница рус. школы классич. танца. Её иск-во отличали виртуозность, высокая музыкальность, чистота линий, «певучесть» движений, редкая гармония силы с изяществом, грацией и красотой. Стремительность вращений, широта и эластичность прыжков, пластич. выразительность поз С. были образцами академич. профессионализма и в то же время составляли её неповторимую индивидуальность. В 1920-х гг., когда подвергалась сомнению целесообразность сохранения классич. наследия, выстроенный на строжайших основах сложившейся системы и одновременно радостно раскованный танец С. нёс в себе черты нового, вместе с тем утверждая жизнеспособность классич. хореографии. Созданные С. образы Одетты – Одиллии и Авроры («Лебединое озеро» и «Спящая красавица» П. И. Чайковского), Никии и Китри («Баядерка» и «Дон Кихот» Л. Минкуса), Раймонды («Раймонда» А. К. Глазунова) и др. породили новые традиции в интерпретации партий классич. репертуара, стремление к их большей действенности, волевой наполненности. Широта творч. диапазона помогала С. воплощать разные по жанру и стилю характеры. В её иск-ве сочетались героико-трагедийные и лирико-комедийные начала. С. – участница первых постановок мн. сов. балетов. Создала стилистически тонко очерченный образ франц. актрисы Дианы Мирейль («Пламя Парижа» Б. В. Асафьева, балетм. В. И. Вайнонен, 1933). Верным постижением нар. характера отличались её Панночка и Лиза Муромская [«Тарас Бульба» В. П. Соловьёва-Седого (1941) и «Барышня-крестьянка» Асафьева (1946), оба – балетм. Р. В. Захаров], Мирандолина («Мирандолина» С. Н. Василенко, балетм. Вайнонен, 1949). Также первая исполнительница гл. партий в балетах Вагановой («Ручей», 1925), Ф. В. Лопухова («Крепостная балерина», 1927), Захарова («Кавказский пленник», 1938; «Медный всадник», 1949), Вайнонена («Щелкунчик», 1939). С 1953 педагог-репетитор солистов ГАБТ; у С. совершенствовались Н. И. Бессмертнова, М. В. Кондратьева, Н. В. Павлова, Г. О. Степаненко, Н. В. Тимофеева, Н. М. Цискаридзе и др. Одновременно в 1954–60 преподавала в МХУ, с 1960 – в ГИТИСе (ныне Рос. ун-т театрального искусства – ГИТИС), проф. (с 1997). Гос. пр. СССР (1941). Награждена орденом Ленина (1988).