Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

СЕМЁНОВА МАРИНА ТИМОФЕЕВНА

  • рубрика

    Рубрика: Театр и кино

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 29. Москва, 2015, стр. 723

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




М. Т. Семёнова – Никия («Баядерка» Л. Минкуса).

СЕМЁНОВА Ма­ри­на Ти­мо­фе­ев­на [30.5(12.6).1908, С.-Пе­тер­бург – 9.6.2010, Мо­ск­ва], рос. ба­ле­ри­на, пе­да­гог, нар. арт. СССР (1975), Ге­рой Соц. Тру­да (1988). По окон­ча­нии ЛХУ (пе­да­гог А. Я. Ва­га­но­ва) в 1925–29 в Ле­нингр. те­ат­ре опе­ры и ба­ле­та. В 1930–52 в моск. Боль­шом те­ат­ре. Вы­даю­щая­ся пред­ста­ви­тель­ни­ца рус. шко­лы клас­сич. тан­ца. Её иск-во от­ли­ча­ли вир­ту­оз­ность, вы­со­кая му­зы­каль­ность, чис­то­та ли­ний, «пе­ву­честь» дви­же­ний, ред­кая гар­мо­ния си­лы с изя­ще­ст­вом, гра­ци­ей и кра­со­той. Стре­ми­тель­ность вра­ще­ний, ши­ро­та и эла­стич­ность прыж­ков, пла­стич. вы­ра­зи­тель­ность поз С. бы­ли об­раз­ца­ми ака­де­мич. про­фес­сио­на­лиз­ма и в то же вре­мя со­став­ля­ли её не­по­вто­ри­мую ин­ди­ви­ду­аль­ность. В 1920-х гг., ко­гда под­вер­га­лась со­мне­нию це­ле­со­об­раз­ность со­хра­не­ния клас­сич. на­сле­дия, вы­стро­ен­ный на стро­жай­ших ос­но­вах сло­жив­шей­ся сис­те­мы и од­но­вре­мен­но ра­до­ст­но рас­ко­ван­ный та­нец С. нёс в се­бе чер­ты но­во­го, вместе с тем ут­вер­ждая жиз­не­спо­соб­ность клас­сич. хо­рео­гра­фии. Соз­дан­ные С. об­ра­зы Одет­ты – Одил­лии и Ав­ро­ры («Ле­бе­ди­ное озе­ро» и «Спя­щая кра­са­ви­ца» П. И. Чай­ков­ско­го), Ни­кии и Кит­ри («Бая­дер­ка» и «Дон Ки­хот» Л. Мин­ку­са), Рай­мон­ды («Рай­мон­да» А. К. Гла­зу­но­ва) и др. по­ро­ди­ли но­вые тра­ди­ции в ин­тер­пре­та­ции пар­тий клас­сич. ре­пер­туа­ра, стрем­ле­ние к их боль­шей дей­ст­вен­но­сти, во­ле­вой на­пол­нен­но­сти. Ши­ро­та творч. диа­па­зо­на по­мо­га­ла С. во­пло­щать раз­ные по жан­ру и сти­лю ха­рак­те­ры. В её иск-ве со­че­та­лись ге­рои­ко-тра­ге­дий­ные и ли­ри­ко-ко­ме­дий­ные на­ча­ла. С. – уча­ст­ни­ца пер­вых по­ста­но­вок мн. сов. ба­ле­тов. Соз­да­ла сти­ли­сти­че­ски тон­ко очер­чен­ный об­раз франц. ак­три­сы Диа­ны Ми­рейль («Пла­мя Па­ри­жа» Б. В. Асафь­ева, ба­летм. В. И. Вай­но­нен, 1933). Вер­ным по­сти­же­ни­ем нар. ха­рак­те­ра от­ли­ча­лись её Пан­ноч­ка и Ли­за Му­ром­ская [«Та­рас Буль­ба» В. П. Со­ловь­ё­ва-Се­до­го (1941) и «Ба­рыш­ня-кре­сть­ян­ка» Асафь­е­ва (1946), оба – ба­летм. Р. В. За­ха­ров], Ми­ран­до­ли­на («Ми­ран­до­ли­на» С. Н. Ва­си­лен­ко, ба­летм. Вай­но­нен, 1949). Так­же пер­вая ис­пол­ни­тель­ни­ца гл. пар­тий в ба­ле­тах Ва­га­но­вой («Ру­чей», 1925), Ф. В. Ло­пу­хо­ва («Кре­по­ст­ная ба­ле­ри­на», 1927), За­ха­ро­ва («Кав­каз­ский плен­ник», 1938; «Мед­ный всад­ник», 1949), Вай­но­не­на («Щел­кун­чик», 1939). С 1953 пе­да­гог-ре­пе­ти­тор со­лис­тов ГАБТ; у С. со­вер­шен­ст­во­ва­лись Н. И. Бес­смерт­но­ва, М. В. Кон­д­рать­е­ва, Н. В. Пав­ло­ва, Г. О. Сте­па­нен­ко, Н. В. Ти­мо­фее­ва, Н. М. Цис­ка­рид­зе и др. Од­но­вре­мен­но в 1954–60 пре­по­да­ва­ла в МХУ, с 1960 – в ГИТИСе (ны­не Рос. ун-т те­ат­раль­но­го ис­кус­ст­ва – ГИТИС), проф. (с 1997). Гос. пр. СССР (1941). На­гра­ж­де­на ор­де­ном Ле­ни­на (1988).

Лит.: М. Т. Се­ме­но­ва. М., 1953; Ива­но­ва С. М. Се­ме­но­ва. М., 1965; Га­ев­ский В. Ди­вер­тис­мент. М., 1981.

Вернуться к началу