ПА́ВЛОВА НАДЕЖДА ВАСИЛЬЕВНА
-
Рубрика: Театр и кино
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ПА́ВЛОВА Надежда Васильевна (р. 15.5.1956, Чебоксары), рос. артистка балета, педагог, нар. арт. СССР (1984). В 1974 окончила Пермское хореографич. уч-ще (педагог Л. П. Сахарова), в 1983 – отделение педагогов-балетмейстеров ГИТИСа. В годы учёбы выступала в спектаклях Пермского театра оперы и балета (Сванильда – «Коппелия» Л. Делиба, Жизель – «Жизель» А. Адана, Маша – «Щелкунчик» П. И. Чайковского, Китри – «Дон Кихот» Л. Минкуса, Джульетта – «Ромео и Джульетта» С. С. Прокофьева). В 1974–75 солистка этого театра (Девушка – «Чудесный мандарин» Б. Бартока, балетм. Н. Н. Боярчиков). Самая одарённая ученица Сахаровой, П. воплотила все характерные особенности её методики, объединяющей традиции моск. и ленингр. школ классич. танца с достижениями в худож. гимнастике 1960-х гг. В марте 1975 исполнила партию Жизели в спектакле ГАБТа, после чего приглашена в театр на положение солистки (работала до марта 1995 и с февр. 1996 по июнь 1999). Первая исполнительница партий: Принцесса («Деревянный принц» Бартока, балетм. А. Б. Петров, 1981), Люсиль Гран («Па де катр» Ч. Пуньи, хореография Ж. Перро, редакция А. Долина, балетм. М. В. Кондратьева, 1993). Среди др. партий: Геро («Любовью за любовь» Т. Н. Хренникова, балетм. В. Боккадоро), Аврора, Принцесса Флорина («Спящая красавица» Чайковского), Никия («Баядерка» Минкуса), Одетта – Одиллия («Лебединое озеро» Чайковского), Эола («Икар» С. М. Слонимского), Солистка («Шопениана» на музыку Ф. Шопена), Сильфида («Сильфида» Х. С. Лёвеншелля), Девушка («Видение розы» К. М. фон Вебера).
П. отличали лёгкий и нетрадиционно большой шаг, крепкая пальцевая техника (апломб), уверенное вращение. По преимуществу лирич. балерина, в балетах Ю. Н. Григоровича демонстрировала драматич. дарование: Маша («Щелкунчик» Чайковского), Фригия («Спартак» А. И. Хачатуряна), Джульетта, Катерина («Ромео и Джульетта», «Каменный цветок» Прокофьева), Ширин («Легенда о любви» А. Д. Меликова), Валентина («Ангара» А. Я. Эшпая). Комедийный талант, подвижная мимика и танцевальная виртуозность проявились в партиях Китри («Дон Кихот» Минкуса), Вакханки («Вальпургиева ночь» Ш. Гуно), а также в миниатюрах, специально созданных для неё хореографами М. М. Газиевым, М. Ивата и др. В концертном репертуаре П. – хореографич. номера М. М. Фокина, Дж. Баланчина, М. Бежара и др. В 1992–94 худ. рук. «Театра балета Надежды Павловой», в 1995 – «Ренессанс-балета» (оба – в Москве). В 1998–99 выступала в спектаклях труппы «Русский балет» под рук. В. М. Гордеева. В 2000 педагог балетного театра «ГИТИС» под рук. В. В. Ахундова. С 2009 балетмейстер-репетитор в Гос. театре классич. балета под рук. Н. Д. Касаткиной и В. Ю. Василёва, с нояб. 2013 педагог-репетитор ГАБТа. Снималась в кино. Творчеству П. посвящены документальные фильмы: «Танцует Надя Павлова» (1973), «Начало пути», «Джульетта» (оба 1974), «Надежда Павлова» (1994). Гран-при 2-го Междунар. конкурса артистов балета в Москве (1973).