Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ПА́ВЛОВА НАДЕЖДА ВАСИЛЬЕВНА

  • рубрика

    Рубрика: Театр и кино

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 25. Москва, 2014, стр. 31-32

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: С. Б. Потёмкина
Н. В. Павлова – Китри в балете «Дон Кихот» Л. Минкуса.

ПА́ВЛОВА На­де­ж­да Ва­силь­ев­на (р. 15.5.1956, Че­бок­са­ры), рос. ар­ти­ст­ка ба­ле­та, пе­да­гог, нар. арт. СССР (1984). В 1974 окон­чи­ла Перм­ское хо­рео­гра­фич. уч-ще (пе­да­гог Л. П. Са­ха­ро­ва), в 1983 – от­де­ле­ние пе­да­го­гов-ба­лет­мей­сте­ров ГИТИСа. В го­ды учё­бы вы­сту­па­ла в спек­так­лях Перм­ско­го те­ат­ра опе­ры и ба­ле­та (Сва­ниль­да – «Коп­пе­лия» Л. Де­ли­ба, Жи­зель – «Жи­зель» А. Ада­на, Ма­ша – «Щел­кун­чик» П. И. Чай­ков­ско­го, Кит­ри – «Дон Ки­хот» Л. Мин­ку­са, Джуль­ет­та – «Ро­мео и Джуль­ет­та» С. С. Про­кофь­е­ва). В 1974–75 со­ли­ст­ка это­го те­ат­ра (Де­вуш­ка – «Чу­дес­ный ман­да­рин» Б. Бар­то­ка, ба­летм. Н. Н. Бо­яр­чи­ков). Са­мая ода­рён­ная уче­ни­ца Са­ха­ро­вой, П. во­пло­ти­ла все ха­рак­тер­ные осо­бен­но­сти её ме­то­ди­ки, объ­е­ди­няю­щей тра­ди­ции моск. и ле­нингр. школ клас­сич. тан­ца с дос­ти­же­ния­ми в ху­дож. гим­на­сти­ке 1960-х гг. В мар­те 1975 ис­пол­ни­ла пар­тию Жи­зе­ли в спек­так­ле ГАБТа, по­сле че­го при­гла­ше­на в те­атр на по­ло­же­ние со­ли­ст­ки (ра­бо­та­ла до мар­та 1995 и с февр. 1996 по июнь 1999). Пер­вая ис­пол­ни­тель­ни­ца пар­тий: Прин­цес­са («Де­ре­вян­ный принц» Бар­то­ка, ба­летм. А. Б. Пет­ров, 1981), Лю­силь Гран («Па де катр» Ч. Пу­ньи, хо­рео­гра­фия Ж. Пер­ро, ре­дак­ция А. До­ли­на, ба­летм. М. В. Кон­д­рать­е­ва, 1993). Сре­ди др. пар­тий: Ге­ро («Лю­бо­вью за лю­бовь» Т. Н. Хрен­ни­ко­ва, ба­летм. В. Бок­ка­до­ро), Ав­ро­ра, Прин­цес­са Фло­ри­на («Спя­щая кра­са­ви­ца» Чай­ков­ско­го), Ни­кия («Бая­дер­ка» Мин­ку­са), Одет­та – Одил­лия («Ле­бе­ди­ное озе­ро» Чай­ков­ско­го), Эо­ла («Икар» С. М. Сло­ним­ско­го), Со­ли­ст­ка («Шо­пе­ниа­на» на му­зы­ку Ф. Шо­пе­на), Силь­фи­да («Силь­фи­да» Х. С. Лё­вен­шел­ля), Де­вуш­ка («Ви­де­ние ро­зы» К. М. фон Ве­бе­ра).

П. от­ли­ча­ли лёг­кий и не­тра­ди­ци­он­но боль­шой шаг, креп­кая паль­це­вая тех­ни­ка (ап­ломб), уве­рен­ное вра­ще­ние. По пре­иму­щест­ву ли­рич. ба­ле­ри­на, в ба­ле­тах Ю. Н. Гри­го­ро­ви­ча де­мон­стри­ро­ва­ла дра­ма­тич. да­ро­ва­ние: Ма­ша («Щел­кун­чик» Чай­ков­ско­го), Фри­гия («Спар­так» А. И. Ха­ча­ту­ря­на), Джуль­ет­та, Ка­те­ри­на («Ро­мео и Джуль­ет­та», «Ка­мен­ный цве­ток» Про­кофь­е­ва), Ши­рин («Ле­ген­да о люб­ви» А. Д. Ме­ли­ко­ва), Ва­лен­ти­на («Ан­га­ра» А. Я. Эш­пая). Ко­ме­дий­ный та­лант, под­виж­ная ми­ми­ка и тан­це­валь­ная вир­ту­оз­ность про­яви­лись в пар­ти­ях Кит­ри («Дон Ки­хот» Мин­ку­са), Вак­хан­ки («Валь­пур­гие­ва ночь» Ш. Гу­но), а так­же в ми­ниа­тю­рах, спе­ци­аль­но со­здан­ных для неё хо­рео­гра­фа­ми М. М. Га­зие­вым, М. Ива­та и др. В кон­церт­ном ре­пер­туа­ре П. – хо­рео­гра­фич. но­ме­ра М. М. Фо­ки­на, Дж. Ба­лан­чи­на, М. Бе­жа­ра и др. В 1992–94 худ. рук. «Те­ат­ра ба­ле­та На­де­ж­ды Пав­ло­вой», в 1995 – «Ре­нес­санс-ба­ле­та» (оба – в Мо­ск­ве). В 1998–99 вы­сту­па­ла в спек­так­лях труп­пы «Рус­ский ба­лет» под рук. В. М. Гор­дее­ва. В 2000 пе­да­гог ба­лет­но­го те­ат­ра «ГИТИС» под рук. В. В. Ахун­до­ва. С 2009 ба­лет­мей­стер-ре­пе­ти­тор в Гос. те­ат­ре клас­сич. ба­ле­та под рук. Н. Д. Ка­сат­ки­ной и В. Ю. Ва­си­лё­ва, с но­яб. 2013 пе­да­гог-ре­пе­ти­тор ГАБТа. Сни­ма­лась в ки­но. Твор­че­ст­ву П. по­свя­ще­ны до­ку­мен­таль­ные филь­мы: «Тан­цу­ет На­дя Пав­ло­ва» (1973), «На­ча­ло пу­ти», «Джуль­ет­та» (оба 1974), «На­де­ж­да Пав­ло­ва» (1994). Гран-при 2-го Ме­ж­ду­нар. кон­кур­са ар­ти­стов ба­ле­та в Мо­ск­ве (1973).

Лит.: Да­ни­ло­ва Г. От име­ни по­ко­ле­ния // Те­ат­раль­ная жизнь. 1980. № 24; Gregory J. Giselle immortal. L., 1982; Ав­де­ен­ко А. Тан­цу­ет Н. Пав­ло­ва. Пермь, 1986; Же­лез­ко­ва А. Н. Пав­ло­ва. [2-е изд.]. Че­бок­са­ры, 1988; По­тем­ки­на С. Н. Пав­ло­ва // Боль­шой жур­нал Боль­шо­го те­ат­ра. 2003. № 2.

Вернуться к началу