Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ПЕРРЕ́ ОГЮСТ

О. Перре (при участии Г. Перре). Церковь Нотр-Дам-дю-Ренси в Ле-Ренси, близ Парижа. 1922–23.
О. Перре (при участии Г. Перре). Комплекс «Mobilier national» в Париже. 1935–37. Фото П. С. Павлинова

ПЕРРЕ́ (Perret) Огюст (12.2.1874, Ик­сель, близ Брюс­се­ля – 25.2.1954, Па­риж), франц. ар­хи­тек­тор. Ро­дил­ся в се­мье ка­ме­но­тё­са из Бур­гун­дии Кло­да Ма­ри Пер­ре, ос­но­вав­ше­го в 1882 стро­ит. фир­му в Па­ри­же. В 1891 по­сту­пил в Шко­лу изящ­ных ис­кусств в Па­ри­же, где учил­ся у Ж. Га­де, вос­при­няв от не­го прин­ципы ра­цио­на­ли­стич. ар­хи­тек­ту­ры; влия­ние на П. ока­за­ли воз­зре­ния Э. Э. Ви­ол­ле-ле-Дю­ка на го­ти­ку и нео­го­ти­ку (в т. ч. идея «че­ст­ной кон­ст­рук­ции»). Не за­вер­шив обу­че­ния, П. вме­сте с бра­том и впо­след­ст­вии по­сто­ян­ным со­ав­то­ром Гюс­та­вом Пер­ре (1876–1952) ра­бо­тал в фир­ме от­ца, с кон. 1890-х гг. так­же функ­цио­ни­ро­вав­шей как ар­хит. бю­ро [по­сле смер­ти от­ца (1905) адм. ру­ко­во­дство ком­па­ни­ей при­нял 3-й брат П. – Клод (1880–1960)]. 8-этаж­ный жи­лой дом на ул. Бенд­жа­ми­на Франк­ли­на в Па­ри­же (1903) П. спро­ек­ти­ро­вал с жел.-бе­тон. не­су­щим кар­ка­сом, под­чёрк­ну­тым на фа­са­де с по­мо­щью об­ли­цов­ки из ке­ра­мич. плит­ки. За­тем бр. Пер­ре ста­ли спе­циа­ли­зи­ро­вать­ся на про­ек­ти­ро­ва­нии и строи­тель­ст­ве из же­ле­зо­бе­то­на. Га­раж на ул. Пон­тьё в Па­ри­же (1907; не сохр.) со­че­тал вы­ве­ден­ный на фа­сад жел.-бе­тон. кар­кас с за­пол­не­ни­ем из стек­ла; там впер­вые у П. поя­ви­лись ком­по­зиц. приё­мы в ду­хе не­о­клас­си­циз­ма, от­ли­чаю­щие боль­шин­ст­во по­стро­ек П. В зда­нии Те­ат­ра Ели­сей­ских По­лей (1911–13) бр. Пер­ре соз­да­ли на ос­но­ве проекта арх. Х. ван де Вел­де соб­ст­вен­ный про­ект с от­кры­тым в ин­терь­ер кар­ка­сом и пе­ре­кры­ти­ем в фор­ме сво­да-обо­лоч­ки, ко­то­рые по­зво­ли­ли раз­мес­тить на не­боль­шой пло­ща­ди 3 зри­тель­ных за­ла. Опыт, при­об­ре­тён­ный при ра­бо­те над ря­дом пром. по­стро­ек (за­во­ды «Voi­rin» и «Marinoni» в Мон­та­те­ре в Пи­кар­дии, 1919–21, и др.), П. ис­поль­зо­вал в од­ном из сво­их гл. со­ору­же­н­ий – ц. Нотр-Дам-дю-Рен­си (1922–23) в Ле-Рен­си, близ Па­ри­жа. В ней от­кры­тый кар­кас из жел.-бе­тон. опор и тон­ко­стен­ных сво­дов-обо­ло­чек со­че­та­ет­ся с за­пол­не­ни­ем стен в фор­ме ре­шёт­ки из сбор­ных бе­тон­ных эле­мен­тов, про­ёмы в ко­то­рой за­кры­ты цвет­ны­ми стек­ло­бло­ка­ми (от­сыл­ка к го­тич. вит­ра­жам). Так­же П. по­стро­ил се­рию особ­ня­ков для ху­дож­ни­ков – Кас­сан­д­ра в Вер­са­ле (1924–25), Ж. Бра­ка в Па­ри­же (1927) и др., ко­то­рые со­че­та­ли но­ва­тор­скую кон­ст­рук­тив­ную ос­но­ву с кон­сер­ва­тив­но­стью фор­маль­но­го ре­ше­ния, что ха­рак­тер­но для все­го твор­че­ст­ва П. Для ме­ж­ду­нар. вы­став­ки в Гре­ноб­ле (1925) П. воз­вёл 95-мет­ро­вую смот­ро­вую баш­ню (1924). Раз­ра­бо­тал ген­план ком­плек­са Все­мир­ной вы­став­ки 1937 в Па­ри­же и при­ле­гаю­щих улиц (1933–34; не реа­ли­зо­ван). Им по­строе­ны в Па­ри­же об­ществ. зда­ния: Кон­церт­ный зал им. А. Кор­то Пе­да­го­гич. муз. шко­лы (1928–1929), кор­пус Мор. мин-ва (1929–32), гос. ком­плекс по произ-ву, хра­не­нию и экс­по­зи­ции ме­бе­ли «Mobilier national» (1935–1937), Му­зей гражд. строи­тель­ст­ва (дво­рец Йенá; 1936–46; до­стро­ен в 1960–62 и 1990-х гг.). Все они вы­дер­жа­ны в рус­ле «струк­тур­но­го клас­си­циз­ма». По­сле 2-й ми­ро­вой вой­ны П. соз­дал про­ек­ты вос­ста­нов­ле­ния го­ро­дов: ан­самбль при­вок­заль­ной пло­ща­ди в Амь­е­не (в т. ч. «Баш­ня Пер­ре», 1950–52, выс. 110 м), центр Гав­ра (ген­план 1945; Ра­ту­ша, 1952–58; ц. Сен-Жо­зеф, 1951–57, до­строе­на в 1964, с ко­ло­коль­ней выс. 107 м; вклю­чён в спи­сок Все­мир­но­го на­сле­дия). Воз­вёл так­же ком­плекс ла­бо­ра­то­рий ядер­ных ис­сле­до­ва­ний в Сак­ле (1948–53). Его изу­че­ние воз­мож­но­стей жел.-бе­тон. кон­ст­рук­ции и её вы­ра­зит. свойств в со­че­та­нии с пре­по­да­ва­тель­ской дея­тель­но­стью спо­соб­ст­во­ва­ли рас­про­стра­не­нию но­вых ме­то­дов ра­бо­ты с этим стро­ит. ма­те­риа­лом, что во мно­гом оп­ре­де­ли­ло раз­ви­тие ар­хи­тек­ту­ры 20 в. Чл.-ос­но­ва­тель и пер­вый поч. пре­зи­дент Ме­ж­ду­нар. СА (МСА; 1948–54), имя П. но­сит ме­даль МСА, вру­чае­мая с 1961 за вне­дре­ние но­вых тех­но­ло­гий в ар­хит. прак­ти­ку.

Лит.: Abram J. Perret et l’école du classi­cisme structurel (1910–1960). Nancy, 1985. Vol. 1–2; Les Frères Perret: l’œuvre complète. P., 2000; Britton K. A. Perret. L., 2001; Encyclopédie Perret. P., 2002; A. Perret: antho­lo­gie desécrits, conférences et entretiens. P., 2006; Abram J. A. Perret. P., 2010.

Вернуться к началу