ПЕРРЕ́ ОГЮСТ
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ПЕРРЕ́ (Perret) Огюст (12.2.1874, Иксель, близ Брюсселя – 25.2.1954, Париж), франц. архитектор. Родился в семье каменотёса из Бургундии Клода Мари Перре, основавшего в 1882 строит. фирму в Париже. В 1891 поступил в Школу изящных искусств в Париже, где учился у Ж. Гаде, восприняв от него принципы рационалистич. архитектуры; влияние на П. оказали воззрения Э. Э. Виолле-ле-Дюка на готику и неоготику (в т. ч. идея «честной конструкции»). Не завершив обучения, П. вместе с братом и впоследствии постоянным соавтором Гюставом Перре (1876–1952) работал в фирме отца, с кон. 1890-х гг. также функционировавшей как архит. бюро [после смерти отца (1905) адм. руководство компанией принял 3-й брат П. – Клод (1880–1960)]. 8-этажный жилой дом на ул. Бенджамина Франклина в Париже (1903) П. спроектировал с жел.-бетон. несущим каркасом, подчёркнутым на фасаде с помощью облицовки из керамич. плитки. Затем бр. Перре стали специализироваться на проектировании и строительстве из железобетона. Гараж на ул. Понтьё в Париже (1907; не сохр.) сочетал выведенный на фасад жел.-бетон. каркас с заполнением из стекла; там впервые у П. появились композиц. приёмы в духе неоклассицизма, отличающие большинство построек П. В здании Театра Елисейских Полей (1911–13) бр. Перре создали на основе проекта арх. Х. ван де Велде собственный проект с открытым в интерьер каркасом и перекрытием в форме свода-оболочки, которые позволили разместить на небольшой площади 3 зрительных зала. Опыт, приобретённый при работе над рядом пром. построек (заводы «Voirin» и «Marinoni» в Монтатере в Пикардии, 1919–21, и др.), П. использовал в одном из своих гл. сооружений – ц. Нотр-Дам-дю-Ренси (1922–23) в Ле-Ренси, близ Парижа. В ней открытый каркас из жел.-бетон. опор и тонкостенных сводов-оболочек сочетается с заполнением стен в форме решётки из сборных бетонных элементов, проёмы в которой закрыты цветными стеклоблоками (отсылка к готич. витражам). Также П. построил серию особняков для художников – Кассандра в Версале (1924–25), Ж. Брака в Париже (1927) и др., которые сочетали новаторскую конструктивную основу с консервативностью формального решения, что характерно для всего творчества П. Для междунар. выставки в Гренобле (1925) П. возвёл 95-метровую смотровую башню (1924). Разработал генплан комплекса Всемирной выставки 1937 в Париже и прилегающих улиц (1933–34; не реализован). Им построены в Париже обществ. здания: Концертный зал им. А. Корто Педагогич. муз. школы (1928–1929), корпус Мор. мин-ва (1929–32), гос. комплекс по произ-ву, хранению и экспозиции мебели «Mobilier national» (1935–1937), Музей гражд. строительства (дворец Йенá; 1936–46; достроен в 1960–62 и 1990-х гг.). Все они выдержаны в русле «структурного классицизма». После 2-й мировой войны П. создал проекты восстановления городов: ансамбль привокзальной площади в Амьене (в т. ч. «Башня Перре», 1950–52, выс. 110 м), центр Гавра (генплан 1945; Ратуша, 1952–58; ц. Сен-Жозеф, 1951–57, достроена в 1964, с колокольней выс. 107 м; включён в список Всемирного наследия). Возвёл также комплекс лабораторий ядерных исследований в Сакле (1948–53). Его изучение возможностей жел.-бетон. конструкции и её выразит. свойств в сочетании с преподавательской деятельностью способствовали распространению новых методов работы с этим строит. материалом, что во многом определило развитие архитектуры 20 в. Чл.-основатель и первый поч. президент Междунар. СА (МСА; 1948–54), имя П. носит медаль МСА, вручаемая с 1961 за внедрение новых технологий в архит. практику.