Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ДУДИ́НСКАЯ

  • рубрика

    Рубрика: Театр и кино

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 9. Москва, 2007, стр. 397

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: В. В. Чистякова
Н. М. Дудинская – Лауренсия, В. М. Чабукиани – Фрондосо в балете «Лауренсия» А. А. Крейна.

ДУДИ́НСКАЯ На­та­лья Ми­хай­лов­на [8(21).8.1912, Харь­ков – 29.1.2003, С.-Пе­тер­бург], рос. ар­ти­ст­ка ба­ле­та, пе­да­гог, нар. арт. СССР (1957). Же­на К. М. Сер­ге­ева. Вна­ча­ле учи­лась у сво­ей ма­те­ри – Н. А. Таль­о­ри, ру­ко­во­ди­тель­ни­цы ча­ст­ной ба­лет­ной шко­лы. В 1931 окон­чи­ла ЛХУ (пе­да­гог А. Я. Ва­га­но­ва) и по­сту­пи­ла в труп­пу ГАТОБа. Тан­це­ва­ла ве­ду­щие пар­тии клас­сич. ре­пер­туа­ра: Одет­та – Одил­лия и Ав­ро­ра («Ле­бе­ди­ное озе­ро» и «Спя­щая кра­са­ви­ца» П. И. Чай­ков­ско­го), Кит­ри («Дон Ки­хот» Л. Ф. Мин­ку­са), Жи­зель («Жи­зель» А. Ада­на), Рай­мон­да («Рай­мон­да» А. К. Гла­зу­но­ва; Гос. пр. СССР, 1949) и др. Пер­вая ис­пол­ни­тель­ни­ца пар­тий в ба­ле­тах В. И. Вай­но­не­на (Ми­рейль де Пу­а­тье – «Пла­мя Па­ри­жа» и Ми­ли­ца – «Ми­ли­ца» Б. В. Асафь­е­ва), Р. В. За­ха­ро­ва (Ко­ра­ли – «Ут­ра­чен­ные ил­лю­зии» Асафь­е­ва), Сер­гее­ва (Зо­луш­ка – «Зо­луш­ка» С. С. Про­кофь­е­ва; Гос. пр. СССР, 1947), Л. В. Якоб­со­на (Де­вуш­ка-пти­ца – «Шу­ра­ле» Ф. З. Ярул­ли­на; Гос. пр. СССР, 1951). Об­ла­дая бле­стя­щей тех­ни­кой клас­сич. тан­ца, бра­вур­ным тем­пе­ра­мен­том, ис­пол­ня­ла вир­ту­оз­ные пар­тии ге­ро­ич. пла­на. Од­на из луч­ших ра­бот – Лау­рен­сия («Лау­рен­сия» А. А. Крей­на, ба­летм. B. М. Ча­бу­киа­ни, пер­вое ис­пол­не­ние), где та­нец Д. ув­ле­кал ди­на­ми­кой, сти­хи­ей по­лё­та, кра­соч­но­стью исп. пла­сти­ки. Для твор­че­ст­ва Д. зре­ло­го пе­рио­да ха­рак­тер­на пси­хо­ло­гич. уг­луб­лён­ность. Так, в пар­тии Са­ри («Тро­пою гро­ма» К. Ка­рае­ва, ба­летм. Сер­ге­ев, пер­вое ис­пол­не­ние) Д. в ост­ром ри­сун­ке, энер­гич­ных рит­мах, со сдер­жан­ной экс­прес­си­ей рас­кры­ла ста­нов­ле­ние и раз­ви­тие слож­но­го ха­рак­те­ра ге­рои­ни. С 1951 пе­да­гог клас­са усо­вер­шен­ст­во­ва­ния, в 1963–78 пе­да­гог-ре­пе­ти­тор ГАТОБа. С 1964 ве­ду­щий пе­да­гог ЛХУ (с 1991 Ака­де­мия рус­ско­го ба­ле­та), с 1995 проф. Сре­ди уче­ниц – У. В. Ло­пат­ки­на, М. Г. Кул­лик, А. Ю. Во­лоч­ко­ва. Сня­лась в филь­мах-кон­цер­тах «Кон­церт мас­те­ров ис­кусств» (1952), «Мас­те­ра рус­ско­го ба­ле­та» (1953), в филь­ме-ба­ле­те «Спя­щая кра­са­ви­ца» (1964). Твор­че­ст­ву Д. по­свя­ще­ны филь­мы «Класс Ду­дин­ской» (1973), «Диа­лог со сце­ной» (1988), «Рож­де­ние тан­ца» (1991). Гос. пр. СССР (1941).

Соч.: Не­за­бы­вае­мые уро­ки // А. Я. Ва­га­но­ва. Л., 1958; Слу­же­ние ис­кус­ст­ву // К. Сер­ге­ев. М., 1978.

Лит.: Мов­шен­сон АГ. Н. М. Ду­дин­ская. Л., 1951; Крем­шев­ская Г. Н. Ду­дин­ская. Л.; М., 1964; Чер­но­ва Н. От Гель­цер до Ула­но­вой. М., 1979; Чер­кас­ский Д. За­пис­ки ба­ле­то­ма­на. М., 1994.

Вернуться к началу