Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ЧАБУКИА́НИ

  • рубрика

    Рубрика: Театр и кино

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 34. Москва, 2017, стр. 380-381

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




В.М. Чабукиани – Фрондосо («Лауренсия» А.А. Крейна).

ЧАБУКИА́НИ Вах­танг Ми­хай­ло­вич [27.2 (12.3).1910, Тиф­лис – 6.4.1992, Тби­ли­си], рос. ар­тист ба­ле­та, ба­лет­мей­стер, пе­да­гог, нар. арт. СССР (1950), Ге­рой Соц. Тру­да (1990). В 1924 в Тиф­ли­се окон­чил ба­лет­ную сту­дию М. И. Пе­ри­ни, ра­бо­тал в Гру­зин­ском те­ат­ре опе­ры и ба­ле­та. В 1926 по­сту­пил в ЛХУ (пе­да­го­ги – В. А. Се­мё­нов, В. И. По­но­ма­рёв, А. В. Ши­ря­ев), по окон­ча­нии ко­то­ро­го в 1929–41 в Ле­нингр. те­ат­ре опе­ры и ба­ле­та (с 1935 им. С. М. Ки­ро­ва). Раз­ви­вал тра­ди­цию ге­рои­ко-ро­ман­тич. тан­ца, со­че­тая вир­ту­оз­ность с ис­крен­ней ве­рой в ис­тин­ность тво­ри­мо­го об­раза. Стре­ми­тель­ный по­рыв, страсть и си­лу умел за­кре­пить в скульп­тур­ной по­зе. На­ря­ду с ве­ду­щи­ми пар­тия­ми в ба­ле­тах клас­сич. на­сле­дия, ре­пер­ту­ар вклю­чал про­из­ве­де­ния совр. хо­рео­гра­фов: пер­вый ис­пол­ни­тель в по­ста­нов­ках В. И. Вай­но­не­на (Же­ром – «Пла­мя Па­ри­жа», Ке­рим – «Пар­ти­зан­ские дни», оба – Б. В. Асафь­е­ва), А. Я. Ва­га­но­вой (Ак­те­он – «Эс­ме­раль­да» Ч. Пу­ньи), Ф. В. Ло­пу­хо­ва (Ан­д­рий – «Та­рас Буль­ба» В. П. Со­ловь­ё­ва-Се­до­го). Обо­га­тил дра­ма­тич. кон­фликт ак­тив­ной тан­це­валь­но­стью в по­ста­нов­ках: «Серд­це гор» А. М. Ба­лан­чи­вад­зе [1936, под назв. «Мзе­ча­бу­ки» («Юно­ша-солн­це»), Тби­ли­си; 1938, ГАТОБ; пар­тия Джард­жи], «Лау­рен­сия» А. А. Крей­на (1939, ГАТОБ; 1956, ГАБТ; пар­тия Фрон­до­со). В 1941–73 воз­глав­лял ба­лет­ную труп­пу Тби­лис­ско­го те­ат­ра опе­ры и ба­ле­та им. З. П. Па­лиа­шви­ли. По­ста­вил и во­зоб­но­вил в собств. ре­дак­ции ба­ле­ты: «Шо­пе­ниа­на» на музыку Ф. Шопена, «Жи­зель» А. Ада­на (оба 1942), «Дон Ки­хот» Л. Ф. Мин­ку­са (1943), «Эс­ме­раль­да» Пу­ньи (1944), «Ле­бе­ди­ное озе­ро» (1945) и «Спя­щая кра­са­ви­ца» (1959) П. И. Чай­ков­ско­го, «Зо­луш­ка» С. С. Про­кофь­е­ва (1966) и др. В 1947 во­пло­тил в ба­ле­те груз. ле­ген­ду – «Си­нат­ле» Г. В. Ки­лад­зе (Гос. пр. СССР, 1948). Сре­ди др. по­ста­но­вок: «Гор­да» Д. А. То­рад­зе (1949; Гос. пр. СССР, 1951), «Отел­ло» А. Д. Ма­ча­ва­риа­ни (1957; Ле­нин­ская пр., 1958), «Де­мон» С. Ф. Цин­цад­зе (1961), «Гам­лет» Ба­лан­чи­вад­зе (1971), «Апас­сио­на­та» на му­зы­ку Л. ван Бет­хо­ве­на (1980). В Тби­ли­си в 1950–73 воз­глав­лял Хо­рео­гра­фич. уч-ще, в 1960–70 ру­ко­во­дил ба­лет­мей­стер­ским от­де­ле­ни­ем Те­ат­раль­но­го ин-та им. Ш. Рус­та­ве­ли. Ста­вил спек­так­ли за ру­бе­жом. Гос. пр. СССР (1941). На­гра­ж­дён ор­де­на­ми Ле­ни­на (1946, 1950, 1958, 1990).

Лит.: Кра­сов­ская В. В. Ча­бу­киа­ни. 2-е изд. Л.; М., 1960; Кри­гер В. В. Ча­бу­киа­ни. М., 1960; Бур­ти­ка­шви­ли А. Ча­ро­дей тан­ца. Тб., 1960; Ми­хай­лов М. Жизнь в ба­ле­те. Л.; М., 1966; Гу­гу­шви­ли Э. Те­ат­раль­ные порт­ре­ты. Тб., 1968.

Вернуться к началу