Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

СЕРГЕ́ЕВ КОНСТАНТИН МИХАЙЛОВИЧ

  • рубрика

    Рубрика: Театр и кино

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 30. Москва, 2015, стр. 72

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




К. М. Сергеев – Принц («Золушка» С. С. Прокофьева).

СЕРГЕ́ЕВ Кон­стан­тин Ми­хай­ло­вич [20.2 (5.3).1910, С.-Пе­тер­бург – 1.4.1992, там же], рос. ар­тист ба­ле­та, ба­лет­мей­стер, пе­да­гог, нар. арт. СССР (1957), Ге­рой Соц. Тру­да (1991). Муж Н. М. Дудин­ской. По окон­ча­нии ЛХУ (пе­да­гог В. И. По­но­ма­рёв) в 1930–61 в Ле­нингр. те­ат­ре опе­ры и ба­ле­та (с 1935 им. С. М. Ки­ро­ва). Бла­го­род­ст­во внеш­не­го об­ли­ка, вни­ма­ние к ак­тёр­ской вы­ра­зи­тель­но­сти, куль­ти­ви­ро­ва­ние стро­гой ака­де­мич. фор­мы тан­ца сде­ла­ли С. эта­ло­ном для не­сколь­ких по­ко­ле­ний ис­пол­ни­те­лей ве­ду­щих пар­тий клас­сич. ре­пер­туа­ра. В ис­то­рию ба­ле­та во­шёл творч. ду­эт с Г. С. Ула­но­вой, вер­шин­ным дос­ти­же­ни­ем ко­то­ро­го стал ба­лет «Ро­мео и Джуль­ет­та» С. С. Про­ко­фь­е­ва (ба­летм. Л. М. Лав­ров­ский; С. – Ро­мео). Пер­вый ис­пол­нитель пар­тий в ба­ле­тах Р. В. За­ха­ро­ва (Вац­лав, Люсь­ен – «Бах­чи­са­рай­ский фон­тан», «Ут­ра­чен­ные ил­лю­зии» Б. В. Асафь­е­ва; Ев­ге­ний – «Мед­ный всад­ник» Р. М. Гли­эра), Ф. В. Ло­пу­хо­ва (До­б­рый мо­ло­дец – «Ве­сен­няя сказ­ка» на му­зы­ку П. И. Чай­ков­ско­го – Асафь­е­ва), В. И. Вай­но­не­на (Ак­тёр, Пётр – «Пла­мя Па­ри­жа», «Ми­ли­ца» Асафь­е­ва; Ко­ло­ман – «Рай­мон­да» А. К. Гла­зу­но­ва), Л. В. Якоб­со­на (Али-Ба­тыр – «Шу­ра­ле» Ф. З. Ярул­ли­на) и др. С 1946 ба­лет­мей­стер, в 1951–55 и в 1960–1970 гл. ба­лет­мей­стер Те­ат­ра им. Ки­ро­ва. Сре­ди по­ста­но­вок: «Зо­луш­ка» Про­кофь­е­ва (1946; Гос. пр. СССР, 1947; но­вая ред. – 1964), «Тро­пою гро­ма» К. Ка­рае­ва (1958), «Да­лё­кая пла­не­та» Б. С. Май­зе­ля (1963), «Гам­лет» Н. П. Чер­вин­ско­го (1970), «Лев­ша» Б. А. Алек­сан­д­ро­ва (1976). Осу­ще­ст­вил но­вые ре­дак­ции клас­сич. ба­ле­тов: «Рай­мон­да» Гла­зу­но­ва (1948; Гос. пр. СССР, 1949), «Ле­бе­ди­ное озе­ро» (1950) и «Спя­щая кра­са­ви­ца» (1952; но­вая ред. – 1989) Чай­ков­ско­го, «Кор­сар» А. Ада­на (1973). С 1931 вёл пе­да­го­гич. ра­бо­ту, в 1938–40 и с 1973 худ. рук. ЛХУ, с 1991 пре­зидент Ака­де­мии рус­ско­го ба­ле­та им. А. Я. Ва­га­но­вой; вёл курс «Клас­си­че­ское на­сле­дие» (с Ду­дин­ской), пре­по­да­вал ак­тёр­ское мас­тер­ст­во. Ста­вил ба­ле­ты за ру­бе­жом. Ра­ботал на ТВ. Сни­мал­ся в филь­мах-кон­цер­тах: «Кон­церт мас­те­ров ис­кусств» и «Мас­те­ра рус­ско­го ба­ле­та». Твор­че­ст­ву С. по­свя­щён т/ф «Кон­стан­тин Сер­ге­ев. Стра­ни­цы хо­рео­гра­фии» (1976). Гос. пр. СССР (1946, 1951). На­граж­дён ор­де­на­ми Ле­ни­на (1970, 1980, 1988, 1991).

Лит.: Бо­гда­нов-Бе­ре­зов­ский В. М. За­слу­жен­ный ар­тист РСФСР, лау­ре­ат Ста­лин­ских пре­мий К. М. Сер­ге­ев. Л., 1951; Ми­хай­лов М. М. Жизнь в ба­ле­те. Л.; М., 1966; Про­хо­ро­ва В. В. К. Сер­ге­ев. Л., 1974; К. Сер­ге­ев. М., 1978; Чер­но­ва Н. Ю. От Гель­цер до Ула­но­вой. М., 1979; Чер­кас­ский Д. А. За­пис­ки ба­ле­то­ма­на. М., 1994; Кра­сов­ская В. М. Про­фи­ли тан­ца. СПб., 1999; Га­ев­ский В. М. Дом Пе­ти­па. М., 2000; Де­ген А., Ступ­ни­ков И. Пе­тер­бург­ский ба­лет (1903–2003). СПб., 2003.

Вернуться к началу