Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ОСИПЕ́НКО АЛЛА ЕВГЕНЬЕВНА

  • рубрика

    Рубрика: Театр и кино

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 24. Москва, 2014, стр. 530

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




А. Е. Осипенко – Хозяйка Медной горы («Каменный цветок» С. С. Прокофьева).

ОСИПЕ́НКО Ал­ла Ев­гень­ев­на (р. 16.6.1932, Ле­нин­град), рос. ар­ти­ст­ка ба­ле­та, пе­да­гог, нар. арт. РСФСР (1960). По окон­ча­нии ЛХУ (пе­да­гог А. Я. Ва­га­но­ва) в 1950–71 в Ле­нингр. те­ат­ре опе­ры и ба­ле­та им. С. М. Ки­ро­ва, в 1964–66 од­но­вре­мен­но вы­сту­па­ла в Ка­мер­ном ба­ле­те под рук. Г. Д. Алек­сид­зе, в 1971–73 в труп­пе «Хо­рео­гра­фи­че­ские ми­ниа­тю­ры» под рук. Л. В. Якоб­со­на, с 1973 в Лен­кон­цер­те, в 1977–82 в ан­самб­ле Но­вый ба­лет (Ле­нингр. ан­самбль ба­ле­та). Од­на из наи­бо­лее зна­чит. фи­гур в сво­ём по­ко­ле­нии ис­пол­ни­те­лей, О. об­ла­да­ла не­ор­ди­нар­ны­ми дан­ны­ми: уни­каль­ная леп­ка те­ла, гра­фич­ность поз, лёг­кие, уд­ли­нён­ные про­пор­ции. Склон­ность к экс­та­тич. внутр. со­стоя­ни­ям при под­чёрк­ну­той внеш­ней вне­эмо­цио­наль­но­сти оп­ре­де­ли­ла свое­об­ра­зие ис­пол­ни­тель­ни­цы. Сре­ди клас­сич. пар­тий: Одет­та–Одил­лия, фея Си­ре­ни («Ле­бе­ди­ное озе­ро», «Спя­щая кра­са­ви­ца» П. И. Чай­ков­ско­го), Гам­зат­ти, По­ве­ли­тель­ни­ца дри­ад («Бая­дер­ка», «Дон Ки­хот» Л. Ф. Мин­ку­са). Наи­бо­лее яр­ко да­ро­ва­ние ба­ле­ри­ны про­яви­лось в совр. ре­пер­туа­ре. Вер­ши­на её твор­че­ст­ва – пар­тия Хо­зяй­ки Мед­ной го­ры («Ка­мен­ный цве­ток» С. С. Про­кофь­е­ва, пер­вая ис­пол­ни­тель­ни­ца, ба­летм. Ю. Н. Гри­го­ро­вич). Пер­вая ис­пол­ни­тель­ни­ца пар­тий: Пан­ноч­ка («Та­рас Буль­ба» В. П. Со­ловь­ё­ва-Се­дого, ба­летм. Б. А. Фен­стер), Лю­би­мая («Бе­рег на­де­ж­ды» А. П. Пет­ро­ва, ба­летм. И. Д. Бель­ский), Жем­чу­жи­на («Жем­чу­жи­на» Н. С. Си­мо­ня­на, ба­летм. К. Ф. Бо­яр­ский) – Ле­нингр. те­атр опе­ры и ба­ле­та им. Ки­ро­ва; Кле­о­пат­ра («Ан­то­ний и Кле­о­пат­ра» Э. Л. Ла­за­ре­ва, ба­летм. И. А. Чер­ны­шёв) – Ма­лый те­атр опе­ры и ба­ле­та (Ле­нин­град); в по­ста­нов­ках Б. Я. Эйф­ма­на – Пес­ня («Пре­рван­ная пес­ня» на му­зы­ку И. А. Кал­нинь­ша), ми­ниа­тю­ра «Двух­го­ло­сие» на му­зы­ку груп­пы «Пинк Флойд», Жар-пти­ца («Жар-пти­ца» И. Ф. Стра­вин­ско­го), На­ста­сья Фи­лип­пов­на («Иди­от» на му­зы­ку Чай­ков­ско­го) и др. Так­же ис­пол­ни­ла пар­тии: Дез­де­мо­на («Отел­ло» А. Д. Ма­ча­ва­риа­ни), Мех­ме­нэ Ба­ну («Ле­ген­да о люб­ви» А. Д. Ме­ли­ко­ва), Са­ри («Тро­пою гро­ма» К. Ка­рае­ва), Фри­гия («Спар­так» А. И. Ха­ча­ту­ря­на). Впер­вые ис­пол­ни­ла ми­ниа­тю­ры Якоб­со­на на му­зы­ку К. Де­бюсси («По­це­луй»), М. Ра­ве­ля («Валь­сы»), В. А. Мо­цар­та («По­лёт Таль­о­ни»), А. Бер­га («Ми­но­тавр и ним­фа»), К. Сен-Сан­са («Ле­бедь»), И. С. Ба­ха в об­ра­бот­ке груп­пы «Свингл-Син­герс» и трио «Плей-Бах» («Эк­зер­сис-ХХ») и др. Сни­ма­лась в ки­но­филь­ме-кон­цер­те «Хо­рео­гра­фи­че­ские ми­ниа­тю­ры», в те­ле­филь­мах-кон­цер­тах «Те­ма с ва­риа­ция­ми», «Пав­лов­ские му­зы», «Те­мы к раз­мыш­ле­нию», в до­ку­мен­таль­ном ф. «Ле­нин­град­ский ба­лет», в те­ле­эк­ра­ни­за­ции ба­ле­та «Ан­то­ний и Кле­о­пат­ра», а так­же в иг­ро­вых филь­мах ре­жис­сё­ров И. А. Авер­ба­ха («Го­лос»), А. Н. Со­ку­ро­ва («Скорб­ное бес­чув­ст­вие», «Ам­пир», «Пе­тер­бург­ская эле­гия», «Рус­ский ков­чег»), И. Ф. Мас­лен­ни­ко­ва («Зим­няя виш­ня») и др. В кон. 1990-х – нач. 2000-х гг. вы­сту­па­ла на дра­ма­тич. сце­не. Пре­по­да­ёт: с кон. 1980-х гг. в Па­риж­ской опе­ре, шко­ле М. Без­обра­зо­вой в Мон­те-Кар­ло, в др. те­ат­рах и ба­лет­ных шко­лах Ев­ро­пы и Аме­ри­ки; в С.-Пе­тер­бур­ге – с 2000 в Шко­ле ис­кусств «Кан­ти­ле­на», с 2002 в ор­га­ни­зо­ван­ной О. сту­дии клас­сич. хо­рео­гра­фии, в 2004–07 в Те­ат­ре ба­ле­та Кон­стан­ти­на Тач­ки­на, с 2007 пе­да­гог-ре­пе­ти­тор Ми­хай­лов­ско­го те­ат­ра. Пр. Ан­ны Пав­ло­вой Па­риж­ской ака­де­мии тан­ца (1956).

Лит.: Доб­ро­воль­ская Г. А. Оси­пен­ко // Ле­нин­град­ский ба­лет се­го­дня. Л., 1967. Вып. 1; Зо­зу­ли­на Н. А. Оси­пен­ко. Л., 1987: Чер­кас­ский Д. За­пис­ки ба­ле­то­ма­на. М., 1994; Де­ген А., Ступ­ни­ков И. Пе­тер­бург­ский ба­лет (1903–2003). СПб., 2003; А. Оси­пен­ко. СПб., 2007; Мей­лах М. Эв­тер­па, ты? М., 2008. Т. 1: Ба­лет.

Вернуться к началу