ОСИПЕ́НКО АЛЛА ЕВГЕНЬЕВНА
-
Рубрика: Театр и кино
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ОСИПЕ́НКО Алла Евгеньевна (р. 16.6.1932, Ленинград), рос. артистка балета, педагог, нар. арт. РСФСР (1960). По окончании ЛХУ (педагог А. Я. Ваганова) в 1950–71 в Ленингр. театре оперы и балета им. С. М. Кирова, в 1964–66 одновременно выступала в Камерном балете под рук. Г. Д. Алексидзе, в 1971–73 в труппе «Хореографические миниатюры» под рук. Л. В. Якобсона, с 1973 в Ленконцерте, в 1977–82 в ансамбле Новый балет (Ленингр. ансамбль балета). Одна из наиболее значит. фигур в своём поколении исполнителей, О. обладала неординарными данными: уникальная лепка тела, графичность поз, лёгкие, удлинённые пропорции. Склонность к экстатич. внутр. состояниям при подчёркнутой внешней внеэмоциональности определила своеобразие исполнительницы. Среди классич. партий: Одетта–Одиллия, фея Сирени («Лебединое озеро», «Спящая красавица» П. И. Чайковского), Гамзатти, Повелительница дриад («Баядерка», «Дон Кихот» Л. Ф. Минкуса). Наиболее ярко дарование балерины проявилось в совр. репертуаре. Вершина её творчества – партия Хозяйки Медной горы («Каменный цветок» С. С. Прокофьева, первая исполнительница, балетм. Ю. Н. Григорович). Первая исполнительница партий: Панночка («Тарас Бульба» В. П. Соловьёва-Седого, балетм. Б. А. Фенстер), Любимая («Берег надежды» А. П. Петрова, балетм. И. Д. Бельский), Жемчужина («Жемчужина» Н. С. Симоняна, балетм. К. Ф. Боярский) – Ленингр. театр оперы и балета им. Кирова; Клеопатра («Антоний и Клеопатра» Э. Л. Лазарева, балетм. И. А. Чернышёв) – Малый театр оперы и балета (Ленинград); в постановках Б. Я. Эйфмана – Песня («Прерванная песня» на музыку И. А. Калниньша), миниатюра «Двухголосие» на музыку группы «Пинк Флойд», Жар-птица («Жар-птица» И. Ф. Стравинского), Настасья Филипповна («Идиот» на музыку Чайковского) и др. Также исполнила партии: Дездемона («Отелло» А. Д. Мачавариани), Мехменэ Бану («Легенда о любви» А. Д. Меликова), Сари («Тропою грома» К. Караева), Фригия («Спартак» А. И. Хачатуряна). Впервые исполнила миниатюры Якобсона на музыку К. Дебюсси («Поцелуй»), М. Равеля («Вальсы»), В. А. Моцарта («Полёт Тальони»), А. Берга («Минотавр и нимфа»), К. Сен-Санса («Лебедь»), И. С. Баха в обработке группы «Свингл-Сингерс» и трио «Плей-Бах» («Экзерсис-ХХ») и др. Снималась в кинофильме-концерте «Хореографические миниатюры», в телефильмах-концертах «Тема с вариациями», «Павловские музы», «Темы к размышлению», в документальном ф. «Ленинградский балет», в телеэкранизации балета «Антоний и Клеопатра», а также в игровых фильмах режиссёров И. А. Авербаха («Голос»), А. Н. Сокурова («Скорбное бесчувствие», «Ампир», «Петербургская элегия», «Русский ковчег»), И. Ф. Масленникова («Зимняя вишня») и др. В кон. 1990-х – нач. 2000-х гг. выступала на драматич. сцене. Преподаёт: с кон. 1980-х гг. в Парижской опере, школе М. Безобразовой в Монте-Карло, в др. театрах и балетных школах Европы и Америки; в С.-Петербурге – с 2000 в Школе искусств «Кантилена», с 2002 в организованной О. студии классич. хореографии, в 2004–07 в Театре балета Константина Тачкина, с 2007 педагог-репетитор Михайловского театра. Пр. Анны Павловой Парижской академии танца (1956).