СОКУ́РОВ АЛЕКСАНДР НИКОЛАЕВИЧ
-
Рубрика: Театр и кино
-
Скопировать библиографическую ссылку:
СОКУ́РОВ Александр Николаевич (р. 14.6.1951, дер. Подорвиха Иркутской обл.), рос. режиссёр, засл. деят. искусств РФ (1997), нар. арт. РФ (2004). Окончил историч. ф-т Горьковского ун-та (1974). Одновременно с учёбой, в 1969–75 работал на Горьковском ТВ. В 1979 окончил режиссёрский ф-т научно-популярного кино ВГИКа (мастерская А. М. Згуриди). В полнометражном дипломном ф. «Одинокий голос человека» (1978, пр. Мкф в Локарно) проявились особенности творч. почерка С.: медитативность, склонное к метафизике постижение реальности, исполненный драматич. лиризма визуальный ряд. Экспериментами в области киноязыка характеризуются остроэмоциональный, насыщенный внутр. тревогой короткометражный ф. «Разжалованный» (1980) и мрачно-гротесковый ф. «Скорбное бесчувствие» (1987) – о духовной слепоте европ. высшего общества нач. 20 в. Документальные фильмы «Элегия» (1986), «Жертва вечерняя» (1988), «Петербургская элегия» (1990) обнажают образ опустошённого мира после краха сов. системы. Состояние ужаса и оцепенения перед трагизмом раскалывающей сознание войны убедительно передано в документальных фильмах «Соната для Гитлера» (1979, выпуск 1989), «И ничего больше» (1987), «Духовные голоса» (1995; Гос. пр. РФ, 1996). Притча «Дни затмения» (1988) рассказывает о душевной стойкости человека, ведущего диалог с тотально разрушенным бытием. Документальный ф. «Мария» (1989) – драма бессмысленно прожитой жизни, сколок существования народа при сов. власти. Ответственность социальной миссии – осн. худож. составляющая в документальной ленте о Б. Н. Ельцине «Советская элегия» (1990, Гран-при Мкф в Оберхаузене) и в ф. «Пример интонации» (1991). Осмыслением темы смерти явились фильмы «Круг второй» (1990), «Камень» (1992), «Мать и сын» (1997, пр. Мкф в Москве) и «Элегия дороги» (2001). Импрессионистич. проникновение в уникальные япон. реалии возникает в документальных фильмах «Восточная элегия» (1996, Гран-при Мкф в Оберхаузене), «Смиренная жизнь» (1997) и «Нежно» (2000). Биографич. картины об А. Гитлере («Молох», 1999, пр. Мкф в Канне), В. И. Ленине («Телец», 2001) и о Хирохито («Солнце», 2005) – снятые в форме лирико-медитативных притч размышления о драматизме власти. Эксперименты в области киноэстетики представляют собой соединяющий исполнителя с документальным фоном ф. «Повинность» (1998) и снятая одним кадром кинофантазия «Русский ковчег» (2002). Глубокие индивидуально-психологич. мотивы лежат в основе экранизаций «Спаси и сохрани» (по роману «Мадам Бовари» Г. Флобера, 1989), «Фауст» (2011, Гран-при Мкф в Венеции), киноповести «Отец и сын» (2003). Среди др. фильмов: документальные – «Последний день ненастного лета» (1979), «Дмитрий Шостакович. Альтовая соната» (1981), «Московская элегия» (1987), «К событиям в Закавказье» (1990), «Ленинградская ретроспектива» (1991), «Петербургский дневник» (1997–2004), «Робер. Счастливая жизнь» (1999), «Читаем Блокадную книгу» (2009), «Франкофония» (2015); игровые – «Тихие страницы» (1994, по Ф. М. Достоевскому), «Александра» (2007). Автор и соавтор сценариев своих фильмов. Гос. пр. РФ (2001, 2014).