Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ВОЛЫ́НСКИЙ АКИМ ЛЬВОВИЧ

  • рубрика

    Рубрика: Театр и кино

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 5. Москва, 2006, стр. 679

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Г. Н. Добровольская, О. В. Шляховая

ВОЛЫ́НСКИЙ Аким Льво­вич (псевд.; наст. имя и фам. Ха­им Лей­бо­вич Флек­сер) [21.4(3.5).1861 (по др. све­де­ни­ям, 1863), Жи­то­мир – 6.7.1926, Ле­нин­град], рос. лит. и ба­лет­ный кри­тик, ис­то­рик и тео­ре­тик иск-ва. В 1886 окон­чил юри­дич. ф-т С.-Пе­терб. ун-та. Лит. дея­тель­ность на­чал в 1880. В 1889–99 со­труд­ник ж. «Се­вер­ный вест­ник». В 1900-е гг. вы­сту­пал в раз­ных го­ро­дах с пуб­лич­ны­ми лек­ция­ми о но­вей­шей рус. лит-ре. В 1905–06 за­ве­до­вал ре­пер­ту­ар­ной ча­стью те­ат­ра В. Ф. Ко­мис­сар­жев­ской в Пас­са­же. С 1916 ред. лит. от­де­ла газ. «Бир­же­вые ве­до­мо­сти». В 1920–26 зав. итал. от­де­лом изд-ва «Все­мир­ная ли­те­ра­ту­ра». Был чле­ном со­ве­та До­ма ис­кусств, пред. пет­рогр. от­де­ле­ния Сою­за пи­са­те­лей (1920–1924). С мар­та 1922 зав. от­де­лом ба­лет­ной кри­ти­ки ж. «Жизнь ис­кус­ст­ва». Ав­тор ра­бот в об­лас­ти фи­ло­со­фии, ре­ли­гии, лит-ры, жи­во­пи­си, те­ат­ра. Осн. кни­ги: «Рус­ские кри­ти­ки» (1896), где В. вы­сту­пал про­тив эс­те­ти­ки Н. А. До­бро­лю­бо­ва, Н. Г. Чер­ны­шев­ско­го, Д. И. Пи­са­ре­ва, «Н. С. Лес­ков» (1898), «Борь­ба за идеа­лизм» (1900), «Цар­ст­во Ка­ра­ма­зо­вых» (1901), «Ле­о­нар­до да Вин­чи» (1900, 1909), «Кни­га ве­ли­ко­го гне­ва» (1904), «Ф. М. Дос­то­ев­ский» (1906), «Че­ты­ре Еван­ге­лия» (1922). Пред­ста­ви­тель сим­во­ли­ст­ской кри­ти­ки, В. в то же вре­мя ка­те­го­ри­че­ски не при­ни­мал де­ка­дент­ст­ва ран­них сим­во­ли­стов, об­ви­няя их в от­сут­ст­вии нравств. ос­но­вы. В 1910-е гг. вклю­чил в сфе­ру сво­их ис­сле­до­ва­тель­ских ин­те­ре­сов ба­лет. В тру­дах о ба­ле­те («Про­бле­ма рус­ско­го ба­лета», 1923; «Кни­га ли­ко­ва­ний: Аз­бу­ка клас­си­че­ско­го тан­ца», 1925, пе­ре­из­да­на в 1992, и др.) раз­ви­вал идею со­дер­жа­тель­но­сти как дей­ст­вен­но­го, так и «чис­то­го» клас­си­че­ско­го тан­ца; рас­смат­ри­вал та­нец как спо­соб вы­яв­ле­ния ду­хов­ных цен­но­стей че­ло­ве­че­ст­ва. В 1921 от­крыл и воз­гла­вил Шко­лу рус. ба­ле­та в Пет­ро­гра­де (су­ще­ст­во­ва­ла до 1926), где на­чи­на­ли свою пе­да­го­гич. дея­тель­ность А. Я. Ва­га­но­ва, Н. Г. Ле­гат и др. С 1908 поч. гра­ж­да­нин Ми­ла­на; имя В. при­свое­но ком­на­те в биб­лио­те­ке Ле­о­нар­до да Вин­чи, ку­да он пе­ре­дал свою кол­лек­цию ма­те­риа­лов о ху­дож­ни­ке.

Соч.: Ста­тьи о ба­ле­те. СПб., 2002.

Лит.: Ко­ро­лиц­кий М. С. А. Во­лын­ский. Л., 1928; Хо­до­тов Н. Близ­кое – да­ле­кое. 2-е изд. М.; Л., 1962; Со­зи­на Е. К. А. Во­лын­ский в рус­ском ли­те­ра­тур­ном про­цес­се 1890-х гг. // Рус­ская ли­те­ра­ту­ра 1870–1890 гг. Сверд­ловск, 1983. Вып. 16: Про­бле­мы ха­рак­те­ра.

Вернуться к началу