ВОЛЫ́НСКИЙ АКИМ ЛЬВОВИЧ
-
Рубрика: Театр и кино
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ВОЛЫ́НСКИЙ Аким Львович (псевд.; наст. имя и фам. Хаим Лейбович Флексер) [21.4(3.5).1861 (по др. сведениям, 1863), Житомир – 6.7.1926, Ленинград], рос. лит. и балетный критик, историк и теоретик иск-ва. В 1886 окончил юридич. ф-т С.-Петерб. ун-та. Лит. деятельность начал в 1880. В 1889–99 сотрудник ж. «Северный вестник». В 1900-е гг. выступал в разных городах с публичными лекциями о новейшей рус. лит-ре. В 1905–06 заведовал репертуарной частью театра В. Ф. Комиссаржевской в Пассаже. С 1916 ред. лит. отдела газ. «Биржевые ведомости». В 1920–26 зав. итал. отделом изд-ва «Всемирная литература». Был членом совета Дома искусств, пред. петрогр. отделения Союза писателей (1920–1924). С марта 1922 зав. отделом балетной критики ж. «Жизнь искусства». Автор работ в области философии, религии, лит-ры, живописи, театра. Осн. книги: «Русские критики» (1896), где В. выступал против эстетики Н. А. Добролюбова, Н. Г. Чернышевского, Д. И. Писарева, «Н. С. Лесков» (1898), «Борьба за идеализм» (1900), «Царство Карамазовых» (1901), «Леонардо да Винчи» (1900, 1909), «Книга великого гнева» (1904), «Ф. М. Достоевский» (1906), «Четыре Евангелия» (1922). Представитель символистской критики, В. в то же время категорически не принимал декадентства ранних символистов, обвиняя их в отсутствии нравств. основы. В 1910-е гг. включил в сферу своих исследовательских интересов балет. В трудах о балете («Проблема русского балета», 1923; «Книга ликований: Азбука классического танца», 1925, переиздана в 1992, и др.) развивал идею содержательности как действенного, так и «чистого» классического танца; рассматривал танец как способ выявления духовных ценностей человечества. В 1921 открыл и возглавил Школу рус. балета в Петрограде (существовала до 1926), где начинали свою педагогич. деятельность А. Я. Ваганова, Н. Г. Легат и др. С 1908 поч. гражданин Милана; имя В. присвоено комнате в библиотеке Леонардо да Винчи, куда он передал свою коллекцию материалов о художнике.