ЛЕГА́Т
-
Рубрика: Театр и кино
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ЛЕГА́Т, семья рос. артистов балета. Густав Иванович [20.1(1.2).1837 – 20.7 (1.9).1895, С.-Петербург], один из первых представителей династии, по происхождению швед (рос. подданство с 1872). В 1857 окончил С.-Петерб. театральное уч-ще (педагог М. И. Петипа). В 1857–1868 и в 1885–86 в петерб. балетной труппе, в 1869–75 в моск. Большом театре. Будучи техничным классич. танцовщиком, мастерски исполнял и характерные танцы: Ночная бабочка («Севильская жемчужина» С. Пинто и Ч. Пуньи), Альварец («Мечта художника» Пуньи), Валентин («Фауст» Дж. Паниццы), Марцелина («Тщетная предосторожность» П. Гертеля) и др. В 1865 поставил в Москве балет «Мечта художника» в хореографии Ж. Перро. С 1869 преподавал классич. танец в Моск. театральном уч-ще. Его сын, Николай Густавович [15(27). 12.1869, Москва – 24.1.1937, Лондон], по окончании С.-Петерб. театрального уч-ща (занимался у своего отца, Н. И. Волкова, П. А. Гердта, Х. П. Иогансона) в 1888–1914 работал в Мариинском театре. Обладая безукоризненной техникой и актёрским дарованием, наряду с ведущими классич. партиями исполнил роли: Арлекин («Арлекинада») и Лука («Волшебная флейта») Р. Дриго, Гренгуар («Эсмеральда» Пуньи) и др. С 1902 помощник балетм., с 1905 2-й балетм., с 1910 гл. балетм. Мариинского театра. Среди постановок: «Фея кукол» (1903, совм. с С. Г. Легатом), «Кот в сапогах» А. Н. Михайлова (1906), «Аленький цветочек» Ф. А. Гартмана (1907). Возобновил балеты М. И. Петипа: «Времена года» А. К. Глазунова (1907), «Талисман» Дриго (1909), «Синяя борода» П. П. Шенка (1910). В 1896–1914 преподавал в С.-Петерб. театральном уч-ще. Среди учеников – А. П. Павлова, М. М. Фокин, Т. П. Карсавина, В. Ф. Нижинский, Б. Ф. Нижинская, А. Я. Ваганова, Ф. В. Лопухов. С 1914, покинув Мариинский театр, в Петрограде ставил балеты на сцене Нар. дома, работал в Школе рус. балета А. Л. Волынского, давал частные уроки, гастролировал. В 1922 эмигрировал. Преподавал в труппе Русский балет Дягилева. В 1923 открыл в Лондоне школу, которую в 1926 возглавила его жена – Н. А. Николаева-Легат. Среди учеников – Н. де Валуа, М. Фонтейн, Ф. Аштон. Совм. с С. Г. Легатом создал альбом «Русский балет в карикатурах» (СПб., 1903). Автор кн. «Рассказ о русской школе» («Story of the Russian School». L., 1932).
Др. сын Г. И. Легата, Сергей Густавович [15(27).9.1875, Москва – 19.10 (1.11).1905, С.-Петербург], по окончании С.-Петерб. театрального уч-ща (педагоги П. А. Гердт, Х. П. Иогансон, Л. И. Иванов) в 1894–1905 работал в Мариинском театре. Среди партий: Таор («Дочь фараона» Ч. Пуньи), Люсьен («Пахита» Э. Дельдевеза), Жан де Бриен («Раймонда» А. К. Глазунова), Ацис («Ацис и Галатея» А. В. Кадлеца), Вестрис («Камарго» Л. Ф. Минкуса). С 1896 преподавал в С.-Петерб. театральном уч-ще иск-во мимики и поддержки. С 1898 репетитор балетной труппы Мариинского театра. Покончил жизнь самоубийством.
Внучка Н. Г. Легата, Татьяна Николаевна (р. 8.4.1934, Ленинград), засл. арт. РСФСР (1962). По окончании ЛХУ в 1953–85 в Ленингр. театре оперы и балета им. С. М. Кирова. Первая исполнительница партий в балетах Л. В. Якобсона (Этруска – «Спартак» А. И. Хачатуряна), И. Д. Бельского (Потерявшая любимого – «Берег надежды» А. П. Петрова), Ю. Н. Григоровича (танец Золота – «Легенда о любви» А. Д. Меликова) и др. Танец Т. Н. Легат отличался уверенностью, живой экспрессией. Среди др. партий: Китри, Гамзатти («Дон Кихот», «Баядерка» Л. Ф. Минкуса), Одиллия («Лебединое озеро» П. И. Чайковского), Чертовка («Сотворение мира» Петрова). В 1979–85 педагог-репетитор Ленингр. театра оперы и балета им. С. М. Кирова, в 1985–90 педагог-репетитор и ассистент балетм. Моск. муз. театра им. К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко, где возобновила Гран па на муз. Минкуса из балета «Пахита» (1987), балетный акт «Вальпургиева ночь» из оперы «Фауст» Ш. Гуно (1989), «Жизель» А. Адана (1991) и др. С нач. 1990-х гг. работала в англ. и амер. балетных школах, в Бостонском балете и др. В 2008 восстановила балет «Жизель» в Пермском театре оперы и балета.