Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ЛЕГА́Т

  • рубрика

    Рубрика: Театр и кино

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 17. Москва, 2010, стр. 137

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: И. В. Ступников
Н. Г. Легат в балете «Арлекинада» Р. Дриго

ЛЕГА́Т, се­мья рос. ар­ти­стов ба­ле­та. Гус­тав Ива­но­вич [20.1(1.2).1837 – 20.7 (1.9).1895, С.-Пе­тер­бург], один из пер­вых пред­ста­ви­те­лей ди­на­стии, по про­ис­хо­ж­де­нию швед (рос. под­дан­ст­во с 1872). В 1857 окон­чил С.-Пе­терб. те­ат­раль­ное уч-ще (пе­да­гог М. И. Пе­ти­па). В 1857–1868 и в 1885–86 в пе­терб. ба­лет­ной труп­пе, в 1869–75 в моск. Боль­шом те­ат­ре. Бу­ду­чи тех­нич­ным клас­сич. тан­цов­щи­ком, мас­тер­ски ис­пол­нял и ха­рак­тер­ные тан­цы: Ноч­ная ба­боч­ка («Се­виль­ская жем­чу­жи­на» С. Пин­то и Ч. Пу­ньи), Аль­ва­рец («Меч­та ху­дож­ни­ка» Пу­ньи), Ва­лен­тин («Фа­уст» Дж. Па­ниц­цы), Мар­це­ли­на («Тщет­ная пре­дос­то­рож­ность» П. Гер­те­ля) и др. В 1865 по­ста­вил в Мо­ск­ве ба­лет «Меч­та ху­дож­ни­ка» в хо­рео­гра­фии Ж. Пер­ро. С 1869 пре­по­да­вал клас­сич. та­нец в Моск. те­ат­раль­ном уч-ще. Его сын, Ни­ко­лай Гус­та­во­вич [15(27). 12.1869, Мо­ск­ва – 24.1.1937, Лон­дон], по окон­ча­нии С.-Пе­терб. те­ат­раль­но­го уч-ща (за­ни­мал­ся у сво­его от­ца, Н. И. Вол­ко­ва, П. А. Герд­та, Х. П. Ио­ган­со­на) в 1888–1914 ра­бо­тал в Ма­ри­ин­ском те­ат­ре. Об­ла­дая без­уко­риз­нен­ной тех­ни­кой и ак­тёр­ским да­ро­ва­ни­ем, на­ря­ду с ве­ду­щи­ми клас­сич. пар­тия­ми ис­пол­нил ро­ли: Ар­ле­кин («Ар­ле­ки­на­да») и Лу­ка («Вол­шеб­ная флей­та») Р. Дри­го, Грен­гу­ар («Эс­ме­раль­да» Пу­ньи) и др. С 1902 помощ­ник ба­летм., с 1905 2-й ба­летм., с 1910 гл. ба­летм. Ма­ри­ин­ско­го те­ат­ра. Сре­ди по­ста­но­вок: «Фея ку­кол» (1903, совм. с С. Г. Ле­га­том), «Кот в са­по­гах» А. Н. Ми­хай­ло­ва (1906), «Алень­кий цве­то­чек» Ф. А. Гарт­ма­на (1907). Во­зоб­но­вил ба­ле­ты М. И. Пе­ти­па: «Вре­ме­на го­да» А. К. Гла­зу­но­ва (1907), «Та­лис­ман» Дри­го (1909), «Си­няя бо­ро­да» П. П. Шен­ка (1910). В 1896–1914 пре­по­да­вал в С.-Пе­терб. те­ат­раль­ном уч-ще. Сре­ди уче­ни­ков – А. П. Пав­ло­ва, М. М. Фо­кин, Т. П. Кар­са­ви­на, В. Ф. Ни­жин­ский, Б. Ф. Ни­жин­ская, А. Я. Ва­га­но­ва, Ф. В. Ло­пу­хов. С 1914, по­ки­нув Ма­ри­ин­ский те­атр, в Пет­ро­гра­де ста­вил ба­ле­ты на сце­не Нар. до­ма, ра­бо­тал в Шко­ле рус. ба­ле­та А. Л. Во­лын­ско­го, да­вал ча­ст­ные уро­ки, га­ст­ро­ли­ро­вал. В 1922 эмиг­ри­ро­вал. Пре­по­да­вал в труп­пе Рус­ский ба­лет Дя­ги­ле­ва. В 1923 от­крыл в Лон­до­не шко­лу, ко­то­рую в 1926 воз­гла­ви­ла его же­на – Н. А. Ни­ко­лае­ва-Ле­гат. Сре­ди уче­ни­ков – Н. де Ва­луа, М. Фон­тейн, Ф. Аш­тон. Совм. с С. Г. Ле­га­том соз­дал аль­бом «Рус­ский ба­лет в ка­ри­ка­ту­рах» (СПб., 1903). Ав­тор кн. «Рас­сказ о рус­ской шко­ле» («Story of the Russian School». L., 1932).

Др. сын Г. И. Ле­га­та, Сер­гей Гус­та­во­вич [15(27).9.1875, Мо­ск­ва – 19.10 (1.11).1905, С.-Пе­тер­бург], по окон­ча­нии С.-Пе­терб. те­ат­раль­но­го уч-ща (пе­да­го­ги П. А. Гердт, Х. П. Ио­ган­сон, Л. И. Ива­нов) в 1894–1905 ра­бо­тал в Ма­ри­ин­ском те­ат­ре. Сре­ди пар­тий: Та­ор («Дочь фа­рао­на» Ч. Пу­ньи), Люсь­ен («Па­хи­та» Э. Дель­де­ве­за), Жан де Бри­ен («Рай­мон­да» А. К. Гла­зу­но­ва), Ацис («Ацис и Га­ла­тея» А. В. Кад­ле­ца), Вест­рис («Ка­мар­го» Л. Ф. Мин­ку­са). С 1896 пре­по­да­вал в С.-Пе­терб. те­ат­раль­ном уч-ще иск-во ми­ми­ки и под­держ­ки. С 1898 ре­пе­ти­тор ба­лет­ной труп­пы Ма­ри­ин­ско­го те­ат­ра. По­кон­чил жизнь са­мо­убий­ст­вом.

Внуч­ка Н. Г. Ле­га­та, Тать­я­на Ни­ко­ла­ев­на (р. 8.4.1934, Ле­нин­град), засл. арт. РСФСР (1962). По окон­ча­нии ЛХУ в 1953–85 в Ле­нингр. те­ат­ре опе­ры и ба­ле­та им. С. М. Ки­ро­ва. Пер­вая ис­пол­ни­тель­ни­ца пар­тий в ба­ле­тах Л. В. Якоб­со­на (Эт­ру­ска – «Спар­так» А. И. Ха­ча­ту­ря­на), И. Д. Бель­ско­го (По­те­ряв­шая лю­би­мо­го – «Бе­рег на­де­ж­ды» А. П. Пет­ро­ва), Ю. Н. Гри­го­ро­ви­ча (та­нец Зо­ло­та – «Ле­ген­да о люб­ви» А. Д. Ме­ли­ко­ва) и др. Та­нец Т. Н. Ле­гат от­ли­чал­ся уве­рен­но­стью, жи­вой экс­прес­си­ей. Сре­ди др. пар­тий: Кит­ри, Гам­зат­ти («Дон Ки­хот», «Бая­дер­ка» Л. Ф. Мин­ку­са), Одил­лия («Ле­бе­ди­ное озе­ро» П. И. Чай­ков­ско­го), Чер­тов­ка («Со­тво­ре­ние ми­ра» Пет­ро­ва). В 1979–85 пе­да­гог-ре­пе­ти­тор Ле­нингр. те­ат­ра опе­ры и ба­ле­та им. С. М. Ки­ро­ва, в 1985–90 пе­да­гог-ре­пе­ти­тор и ас­си­стент ба­летм. Моск. муз. те­ат­ра им. К. С. Ста­ни­слав­ско­го и Вл. И. Не­ми­ро­ви­ча-Дан­чен­ко, где во­зоб­но­ви­ла Гран па на муз. Мин­ку­са из ба­ле­та «Па­хи­та» (1987), ба­лет­ный акт «Валь­пур­гие­ва ночь» из опе­ры «Фа­уст» Ш. Гу­но (1989), «Жи­зель» А. Ада­на (1991) и др. С нач. 1990-х гг. ра­бо­та­ла в англ. и амер. ба­лет­ных шко­лах, в Бос­тон­ском ба­ле­те и др. В 2008 вос­ста­но­ви­ла ба­лет «Жи­зель» в Перм­ском те­ат­ре опе­ры и ба­ле­та.

Лит.: Т. Ле­гат // Те­ат­раль­ный Ле­нин­град. 1960. № 5; Ло­пу­хов Ф.  Ше­сть­де­сят лет в ба­ле­те. [М., 1966]; Кра­сов­ская В. М. Рус­ский ба­лет­ный те­атр на­ча­ла XX в. Л., 1971. [Ч. 1]: Хо­рео­гра­фы; она же. Рус­ский ба­лет­ный те­атр. Вто­рая по­ло­ви­на XIX в. СПб., 2008; Яков­ле­ва Е.  Пе­да­гог-ре­пе­ти­тор Т. Ле­гат // Те­ат­раль­ная Мо­ск­ва. 1989. № 14; Ти­хо­но­ва Н.  Де­вуш­ка в си­нем. М., 1992; Во­лын­ский А.  Ста­тьи о ба­ле­те. СПб., 2002; Кше­син­ская М. Ф. Вос­по­ми­на­ния. М., 2004.

Вернуться к началу