ПЕРРО́ ЖЮЛЬ ЖОЗЕФ
-
Рубрика: Театр и кино
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ПЕРРО́ (Perrot) Жюль Жозеф (18.8.1810, Лион – 24.8.1892, Параме), франц. артист балета, балетмейстер. В детстве учился и выступал в Лионе, затем в Париже танцевал в театрах «Гете» (1823) и «Порт-Сен-Мартен» (1826), попутно занимаясь у О. Вестриса. В 1830 солист Королевского театра в Лондоне. Тогда же дебютировал в Парижской опере как партнёр М. Тальони. Позднее его партнёршами были Ф. Эльслер, Ф. Черрито, Л. Гран, Е. И. Андреянова. Восхищал воздушностью полётов, но был некрасив, за что его прозвали «Зефиром с крыльями летучей мыши». Острохарактерный актёр, П. сочетал в своём иск-ве комедийное и драматич. начала. В 1833–36 выступал в Лондоне, в 1834 – в Неаполе, где стал учителем, партнёром и мужем К. Гризи. В 1841 сочинил для неё танцы Жизели к премьере одноим. балета А. Адана (пост. Ж. Коралли) в Парижской опере. Первые большие балеты поставил в Вене: «Нимфа и Бабочка» (1836), «Кобольд» (музыка Рюлинга, 1838). Гастролировал в Милане и Неаполе. С 1842 в Лондоне, где занял пост гл. балетм. в театре Её Величества. Среди постановок: «Аврора» и «Ундина, или Наяда» (обе 1843), «Эсмеральда» (1844), «Эолина, или Дриада» (1845), «Катарина, дочь разбойника» (1846), «Четыре времени года» (1848) – все Ч. Пуньи; «Лалла Рук, или Роза Лагора» Пуньи и Ф. Давида (1846). В 1848 поставил в Милане (театр «Ла Скала») балет «Фауст» Дж. Паниццы, М. Косты и Дж. Байетти, в 1849 в Парижской опере – «Питомицу фей» Адана. В 1848–59 танцовщик и гл. балетм. в С.-Петербурге. Сочинял новые версии своих балетов и создал оригинальные постановки на сцене петерб. Большого театра: «Наяда и рыбак» (1951), «Война женщин, или Амазонки девятнадцатого века» (1852), «Газельда, или Цыганы» (1853), «Маркобомба» (1854), «Армида» (1855), «Мраморная красавица» (1856) – все на музыку Пуньи. В 1858 поставил балет «Корсар» Адана и Пуньи. На той же сцене П. исполнил партии: Пьера Гренгуара («Эсмеральда»), Дьяволино («Катарина, дочь разбойника»), Алина («Питомица фей»), Маттео («Наяда и рыбак»), Коло («Война женщин»), Зингаро («Газельда»), Джанео («Армида»), Перифета («Мраморная красавица») и др. Крупнейший представитель романтич. стиля, П. ставил балеты на фантастич. сюжеты, разрабатывал жанр социально-любовной драмы – с напряжёнными жизненными ситуациями, сильными чувствами и решительными поступками, нередко обращался к лит. источникам. Был непревзойдённым мастером массовых сцен и ансамблей, где танец и пантомима находились в неразрывном единстве (па-де-сис 2-го акта «Эсмеральды»). П. раздвинул границы пластич. драмы, проложив новые пути в области академич. танца. Ему принадлежали высокие образцы классич. танца (на музыку Пуньи – па-де-катр для танцовщиц Тальони, Черрито, Гризи и Гран, 1845; «Суд Париса» для Тальони, Черрито, Гран, А. Сен-Леона, 1846). В 1859 оставил сценич. деятельность и вернулся во Францию.