Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ПЕРРО́ ЖЮЛЬ ЖОЗЕФ

  • рубрика

    Рубрика: Театр и кино

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 25. Москва, 2014, стр. 739

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




ПЕРРО́ (Perrot) Жюль Жо­зеф (18.8.1810, Ли­он – 24.8.1892, Па­ра­ме), франц. ар­тист ба­ле­та, ба­лет­мей­стер. В дет­стве учил­ся и вы­сту­пал в Лио­не, за­тем в Па­ри­же тан­це­вал в те­ат­рах «Ге­те» (1823) и «Порт-Сен-Мар­тен» (1826), по­пут­но за­ни­ма­ясь у О. Вест­ри­са. В 1830 со­лист Ко­ро­лев­ско­го те­ат­ра в Лон­до­не. То­гда же де­бю­ти­ро­вал в Па­риж­ской опе­ре как парт­нёр М. Таль­о­ни. Позд­нее его парт­нёр­ша­ми бы­ли Ф. Эльс­лер, Ф. Чер­ри­то, Л. Гран, Е. И. Ан­д­рея­но­ва. Вос­хи­щал воз­душ­но­стью по­лё­тов, но был не­кра­сив, за что его про­зва­ли «Зе­фи­ром с крыль­я­ми ле­ту­чей мы­ши». Ост­ро­ха­рак­тер­ный ак­тёр, П. со­че­тал в сво­ём иск-ве ко­ме­дий­ное и дра­ма­тич. на­ча­ла. В 1833–36 вы­сту­пал в Лон­до­не, в 1834 – в Не­апо­ле, где стал учи­те­лем, парт­нё­ром и му­жем К. Гри­зи. В 1841 со­чи­нил для неё тан­цы Жи­зе­ли к пре­мье­ре од­но­им. ба­ле­та А. Ада­на (пост. Ж. Ко­рал­ли) в Па­риж­ской опе­ре. Пер­вые боль­шие ба­ле­ты по­ста­вил в Ве­не: «Ним­фа и Ба­боч­ка» (1836), «Ко­больд» (му­зы­ка Рю­лин­га, 1838). Га­ст­ро­ли­ро­вал в Ми­ла­не и Не­апо­ле. С 1842 в Лон­до­не, где за­нял пост гл. ба­летм. в те­ат­ре Её Ве­ли­че­ст­ва. Сре­ди по­ста­но­вок: «Ав­ро­ра» и «Ун­ди­на, или На­яда» (обе 1843), «Эс­ме­раль­да» (1844), «Эо­ли­на, или Дри­а­да» (1845), «Ка­та­ри­на, дочь раз­бой­ни­ка» (1846), «Че­ты­ре вре­ме­ни го­да» (1848) – все Ч. Пу­ньи; «Лал­ла Рук, или Ро­за Ла­го­ра» Пу­ньи и Ф. Да­ви­да (1846). В 1848 по­ста­вил в Ми­ла­не (те­атр «Ла Ска­ла») ба­лет «Фа­уст» Дж. Па­ниц­цы, М. Кос­ты и Дж. Бай­ет­ти, в 1849 в Па­риж­ской опе­ре – «Пи­то­ми­цу фей» Ада­на. В 1848–59 тан­цов­щик и гл. ба­летм. в С.-Пе­тер­бур­ге. Со­чи­нял но­вые вер­сии сво­их ба­ле­тов и соз­дал ори­ги­наль­ные по­ста­нов­ки на сце­не пе­терб. Боль­шо­го те­ат­ра: «На­яда и ры­бак» (1951), «Вой­на жен­щин, или Ама­зон­ки де­вят­на­дца­то­го ве­ка» (1852), «Га­зель­да, или Цы­ганы» (1853), «Мар­ко­бом­ба» (1854), «Ар­ми­да» (1855), «Мра­мор­ная кра­са­ви­ца» (1856) – все на му­зы­ку Пу­ньи. В 1858 по­ста­вил ба­лет «Кор­сар» Ада­на и Пу­ньи. На той же сце­не П. ис­пол­нил пар­тии: Пье­ра Грен­гуа­ра («Эс­ме­раль­да»), Дья­во­ли­но («Ка­та­ри­на, дочь раз­бой­ни­ка»), Али­на («Пи­то­ми­ца фей»), Мат­тео («На­яда и ры­бак»), Ко­ло («Вой­на жен­щин»), Зин­га­ро («Га­зель­да»), Джа­нео («Ар­ми­да»), Пе­ри­фе­та («Мра­мор­ная кра­са­ви­ца») и др. Круп­ней­ший пред­ста­ви­тель ро­ман­тич. сти­ля, П. ста­вил ба­ле­ты на фан­та­стич. сю­же­ты, раз­ра­ба­ты­вал жанр со­ци­аль­но-лю­бов­ной дра­мы – с на­пря­жён­ны­ми жиз­нен­ны­ми си­туа­ция­ми, силь­ны­ми чув­ст­ва­ми и ре­ши­тель­ны­ми по­ступ­ка­ми, не­ред­ко об­ра­щал­ся к лит. ис­точ­ни­кам. Был не­пре­взой­дён­ным мас­те­ром мас­со­вых сцен и ан­самб­лей, где та­нец и пан­то­ми­ма на­хо­ди­лись в не­раз­рыв­ном един­ст­ве (па-де-сис 2-го ак­та «Эс­ме­раль­ды»). П. раз­дви­нул гра­ни­цы пла­стич. дра­мы, про­ло­жив но­вые пу­ти в об­лас­ти ака­де­мич. тан­ца. Ему при­над­ле­жа­ли вы­со­кие об­раз­цы клас­сич. тан­ца (на му­зы­ку Пу­ньи – па-де-катр для тан­цов­щиц Таль­о­ни, Чер­ри­то, Гри­зи и Гран, 1845; «Суд Па­ри­са» для Таль­о­ни, Чер­ри­то, Гран, А. Сен-Ле­о­на, 1846). В 1859 ос­та­вил сце­нич. дея­тель­ность и вер­нул­ся во Фран­цию.

Вернуться к началу