Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ГЕРДТ ГЕРТ ПАВЕЛ АНДРЕЕВИЧ

  • рубрика

    Рубрика: Театр и кино

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 6. Москва, 2006, стр. 677

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Е. Н. Дюкина
П. А. Гердт – Оберон («Сон в летнюю ночь» на муз. Ф. Мендельсона).

ГЕРДТ, Герт (Gerth) Па­вел Ан­д­рее­вич (Па­уль Фрид­рих) [22.11(4.12).1844, дер. Во­лын­ки­но С.-Пе­терб. губ. – 30.7(12.8). 1917, Ва­маль­о­ки Вы­борг­ской губ.; по­хо­ро­нен в Пет­ро­гра­де], рос. ар­тист ба­ле­та, пе­да­гог. Отец Е. П. Гердт. Ро­дился в се­мье вы­ход­цев из Сак­со­нии. В 1864 окон­чил С.-Пе­терб. те­ат­раль­ное уч-ще (пе­да­го­ги А. И. Пи­ме­нов, Ж. Пе­ти­па, М. И. Пе­ти­па, Х. П. Ио­ган­сон). В 1858, ещё бу­ду­чи уче­ни­ком, вы­сту­пил в ба­ле­те «Кре­сть­ян­ская свадь­ба» Я. Сте­фа­ни. С 1860 в Ма­ри­ин­ском те­ат­ре. Один из луч­ших клас­сич. тан­цов­щи­ков пе­терб. сце­ны, дра­ма­ти­че­ски ода­рён­ный ар­тист, вы­даю­щий­ся ми­мист, Г. об­ла­дал вы­иг­рыш­ной сце­нич. внеш­но­стью, пла­стич. вы­ра­зи­тель­но­стью. М. М. Фо­кин на­зы­вал его «во­пло­щён­ным изя­ще­ст­вом». В те­че­ние 40 лет Г. был парт­нё­ром ве­ду­щих ар­ти­сток Ма­ри­ин­ско­го те­ат­ра. Его ис­пол­ни­тель­ская ма­не­ра на­дол­го ста­ла об­раз­цом муж­ско­го тан­це­валь­но­го сти­ля. Соз­дал разл. по ха­рак­те­ру об­ра­зы – от на­пря­жён­но-дра­ма­тич. и ли­ри­ко-ро­ман­тич. до ост­ро­ко­ме­дий­ных: Кон­рад («Кор­сар» А. Ада­на), Обе­рон («Сон в лет­нюю ночь» на муз. Ф. Мен­дель­сона), Аб­де­рах­ман, Вакх («Рай­мон­да», «Вре­ме­на го­да» А. К. Гла­зу­но­ва). Пер­вый ис­пол­ни­тель пар­тий в ба­ле­тах П. И. Чай­ков­ско­го – Де­зи­ре («Спя­щая кра­са­ви­ца»), Принц Кок­люш («Щел­кун­чик»), Зиг­фрид («Ле­бе­ди­ное озе­ро»). Был уча­ст­ни­ком ан­тре­при­зы С. П. Дя­ги­ле­ва Рус­ские се­зо­ны (1909, 1910). Вы­сту­пал как хо­рео­граф: «Мни­мые дриа­ды» Ч. Пу­ньи (1899), «Ис­кры люб­ви» И. И. Че­кры­ги­на (1900), «Жа­вот­та» К. Сен-Сан­са (1902). В 1901 по­лу­чил зва­ние «со­лист Его Им­пе­ра­тор­ско­го Ве­ли­че­ст­ва». За­кон­чил на­ча­тую Л. И. Ива­но­вым по­ста­нов­ку ба­ле­та «Силь­вия» Л. Де­ли­ба (1901). Ра­бо­тал в Ма­ри­ин­ском те­ат­ре до кон­ца жиз­ни, по­сте­пен­но пе­ре­хо­дя на ми­мич. и ха­рак­тер­ные ро­ли (Га­маш – «Дон Ки­хот» Л. Мин­ку­са). В 1880–1904 пре­по­да­вал в С.-Пе­терб. те­ат­раль­ном уч-ще. Сре­ди уче­ни­ков: А. П. Пав­ло­ва, Т. П. Кар­са­ви­на, А. Я. Ва­га­но­ва, М. М. Фо­кин, В. Д. Ти­хо­миров.

Лит.: Свет­лов В.  Тер­пси­хо­ра. СПб., 1906; Ло­пу­хов Ф.  Ше­сть­де­сят лет в ба­ле­те. М., 1966; Фо­кин М. Про­тив те­че­ния: вос­по­ми­на­ния ба­лет­мей­сте­ра. 2-е изд. Л., 1981.

Вернуться к началу