ПЕТИПА́ МАРИУС ИВАНОВИЧ
-
Рубрика: Театр и кино
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ПЕТИПА́ (Petipa) Мариус Иванович [11.3.1818, Марсель – 1(14).7.1910, Гурзуф; похоронен в С.-Петербурге], франц. и рос. артист балета, педагог, балетмейстер. Родился в семье танцовщика, педагога и балетм. Ж. А. Петипа и актрисы В. Морель-Грассо, брат премьера Парижской оперы Люсьена Петипа. Учился балету у отца и О. Вестриса. С детства выступал на проф. сцене, в 1838–46 танцовщик и балетмейстер в театрах Бордо, Нанта, Нью-Йорка, а также Мадрида, где изучал нац. танцы, став их непревзойдённым знатоком, позднее в стилизованном виде внедрил их в классич. балет. В 1847 получил ангажемент в С.-Петербург, с которым связал всю дальнейшую жизнь. Дебютные партии – Люсьен д’Эрвильи [«Пахита» Э. Дельдевеза, постановка П. совм. с Фредериком (П. Малавернь)], Фабио («Сатанилла, или Любовь и ад» Н. А. Ребера и Ф. Бенуа, постановка П. совм. с Ж. А. Петипа) – оба балета по мотивам парижских спектаклей Ж. Мазилье. Среди др. партий: Альберт и Конрад («Жизель» и «Корсар» А. Адана), Ахмет («Пери» Ф. Бургмюллера), Феб де Шатопер и Дьяволино («Эсмеральда» и «Катарина, дочь разбойника» Ч. Пуньи), Освальд («Лида, Швейцарская молочница» А. Гировеца), Граф («Своенравная жена» Адана и Пуньи), Фауст («Фауст» Пуньи и Дж. Паниццы). Первая самостоят. постановка («Дочь фараона» Пуньи, 1862) имела такой успех, что П. был назначен балетмейстером петерб. имп. театров, а спектакль сохранялся в репертуаре до 1929. В 1869–1903 П. – гл. балетмейстер столичных имп. театров, этот период вошёл в историю рус. и мирового балета как «эпоха Петипа». Хореограф создал в С.-Петербурге 56 оригинальных спектаклей и 17 новых редакций чужих балетов. Использовав находки своего предшественника А. Сен-Леона, его уникальную фантазию в постановке массовых ансамблей, П. со временем трансформировал насаждавшийся Сен-Леоном жанр балета-феерии. В постановках П. окончательно сформировался и нашёл наивысшее выражение академич. стиль классич. балета, а петерб. труппа заняла положение лучшей в мире. П. уделял большое внимание развитию балетного образования, тесно сотрудничая с выдающимся педагогом Х. Иогансоном. В 1855–1887 преподавал классич. танец в С.-Петерб. театральном уч-ще. В числе наиболее значит. постановок: «Царь Кандавл» Пуньи (1868), «Дон Кихот» (1869, Москва; 1871, С.-Петербург), «Камарго» (1872) и «Баядерка» (1877), все – Л. Минкуса; «Талисман» Р. Дриго (1889), «Золушка» Б. А. Фитингоф-Шеля (1893, совм. с Э. Чекетти и Л. И. Ивановым), «Лебединое озеро» П. И. Чайковского (1895, совм. с Ивановым). Автор новых версий «Корсара» (1863) и «Жизели» (1884) Адана, «Коппелии» Л. Делиба (1884), «Эсмеральды» (1886) и «Конька-Горбунка» (1895) Пуньи, которые сохранились до 21 в. в его редакциях. Зрелищные и многонаселённые балеты П. отличали совершенное композиц. мастерство, виртуозное соединение классич., деми-классич., характерного танцев и мимического иск-ва, умение создать образ с помощью сюиты разнохарактерных танцев, богатейшая хореографич. лексика, тонкое понимание возможностей исполнителя. Творчество П. положило начало направлению т. н. хореографич. симфонизма, которое хореограф начал разрабатывать в картинах «Тени» («Баядерка») и «Оживлённый сад» («Корсар»). Его наивысшие достижения связаны с совместной работой с композиторами П. И. Чайковским («Спящая красавица», 1890) и А. К. Глазуновым («Раймонда», 1898), в этих балетах танцевальные композиции точно следуют и раскрывают муз. развитие действия. В то же время П. был мастером хореографич. детали, что нашло отражение в его одноактных балетах – «Сон в летнюю ночь» на музыку Ф. Мендельсона (1876), «Пробуждение Флоры» (1894) и «Арлекинада» (1900) Дриго, «Привал кавалерии» Й. Армсгеймера (1896), «Испытание Дамиса» и «Времена года» Глазунова (оба 1900). Наследие П., хотя и подвергшееся значит. редактированию, составляет основу классич. корпуса в мировом балетном репертуаре. Между тем эта популярность при отсутствии единой и универсальной системы записи танца привела к тому, что не существует точных версий хореографии П. В связи с этим с кон. 20 в. участились попытки приблизить существующие редакции к оригиналам. В основу легли архивы Н. Г. Сергеева (в 1903–17 режиссёр Мариинского театра), следившего за сохранением репертуара и зафиксировавшего его часть по методу В. И. Степанова. Наиболее последовательно в этом направлении работает С. Г. Вихарев, восстановивший балеты «Спящая красавица» (1999, Мариинский театр), «Коппелия» (2001, Новосибирский театр оперы и балета; 2009, Большой театр), «Баядерка» (2002), «Пробуждение Флоры» (2007), оба – Мариинский театр, «Раймонда» (2011; «Ла Скала», Милан).