МАРИИ́НСКИЙ ТЕА́ТР
-
Рубрика: Музыка
-
Скопировать библиографическую ссылку:
МАРИИ́НСКИЙ ТЕА́ТР государственный академический, театр оперы и балета, один из старейших театров России (Санкт-Петербург). Назван в 1860 в честь императрицы Марии Александровны – супруги императора Александра II. До Февральской революции 1917 входил в систему императорских театров. Правительственным декретом от 9.11.1917 объявлен государственным, в 1918 передан в ведение Наркомпроса. С 1920 Государственный академический театр оперы и балета, с 1935 Ленинградский академический театр оперы и балета им. С. М. Кирова. С 1992 вновь Мариинский театр.
История М. т. восходит к придворным музыкальным спектаклям французских (с 1720-х гг.) и итальянских (с 1730-х гг.) трупп. В 1736 «Итальянская компания» показала первую в России оперу-сериа – «Сила любви и ненависти» Ф. Арайи. Постепенно в «Итальянскую компанию» стали проникать отечественные исполнители. Профессиональные танцовщики и танцовщицы появились после учреждения императрицей Анной Ивановной в 1738 танцевальной школы (см. Академия русского балета) под руководством Ж. Б. Ланде. В 1783 открылся Большой (Каменный) театр (здание построено в 1775–83, архитектор А. Ринальди, на месте нынешней С.-Петербугской консерватории); указом императрицы Екатерины II организована труппа «не для одних комедий и трагедий, но и для оперы», 1-я постановка – комическая опера «Лунный мир» Дж. Паизиелло (1783, итальянская труппа). В 1803 оперная и балетная труппы отделились от драматической. В 1836 им отдано заново отстроенное здание Большого (Каменного) театра (архитектор А. Кавос); сезон открылся первой постановкой оперы «Жизнь за царя» М. И. Глинки. До 1860 на этой сцене ставились спектакли Итальянской оперной труппы; Русская оперная труппа с 1845 работала на императорской сцене в Москве, с 1854 – в Санкт-Петербурге на сцене Театра-цирка (построен в 1847–49, архитектор Кавос) на берегу Крюкова канала.
После пожара 1859 здание Театра-цирка реконструировано тем же архитектором; открыто под названием «Мариинский театр» в 1860 оперой «Жизнь за царя» М. И. Глинки. При перестройке усилена сложная объёмная композиция здания, фасады в русле эклектизма сохранили горизонтальные членения и оформление поэтажным ордером, зрительному залу придана подковообразная форма. Также устроены дополнительные вестибюли и фойе (для царской ложи и др.), расширено фойе для публики. Тогда же зрительный зал получил современное оформление с богатым скульптурным и живописным декором (в т. ч. плафон художника Э. Франчиоли по эскизам К. Дузи). В 1885 проведена следующая реконструкция здания (архитектор В. А. Шрётер; к левому крылу пристроен 3-этажный корпус подсобных помещений). В 1894 здание вновь перестроено Шрётером: главный фасад оформлен колоссальным ордером, декор экстерьера здания стал более дробным, увеличено пространство фойе и устроены новые лестницы, главное фойе и парадные лестницы получили сохранившееся до наших дней оформление, деревянные перекрытия и кирпичные своды были заменены металлическими и бетонными конструкциями и т. д. В 1914 А. Я. Головин создал сценический занавес (реставрирован в 1952 С. Б. Вирсаладзе). Здание пострадало во время Великой Отечественной войны, реконструировано в 1943–44. В 1966–67 пристроены новые корпуса, устроены новые репетиционные залы и малая сцена (архитектор С. М. Гельфер). С нач. 2000-х гг. ведётся строительство здания второй сцены М. т. В реконструированном здании Декорационного магазина и зала бывшей Дирекции императорских театров (1900, архитектор Шрётер) открыт концертный зал М. т. (2004–06, архитектор К. Фабр).
Опера
В кон. 18 – нач. 19 вв. основу репертуара составляли оперы французских (Ф. Буальдьё, А. Гретри, П. А. Монсиньи и др.) и итальянских (Дж. Паизиелло, Дж. Сарти, Д. Чимароза и др.) композиторов, ставились первые произведения русских композиторов – M. M. Соколовского, Е. И. Фомина, В. А. Пашкевича, позднее С. И. Давыдова и др. В 1803–40 оперную труппу возглавлял К. А. Кавос, автор многих опер, поставленных на сцене театра, среди них – «Иван Сусанин» (1815). В эти годы осуществлены первые на русской сцене постановки опер «Волшебная флейта» В. А. Моцарта (1818), «Вольный стрелок» К. М. фон Вебера (1824), «Норма» и «Сомнамбула» (1837), «Пуритане» (1840) В. Беллини, «Лючия ди Ламмермур» Г. Доницетти и др. Ведущими отечественными солистами были П. А. Булахов, Я. С. Воробьёв, П. В. Злов, Г. Ф. Климовский, А. М. Крутицкий, Е. С. Сандунова, В. М. Самойлов и др. Выступали итальянские, французские и немецкие труппы. Выдающимся событием стала постановка оперы М. И. Глинки «Жизнь за царя», ознаменовавшая рождение русской классической оперы. В 1842 поставлена вторая опера Глинки – «Руслан и Людмила». В обоих спектаклях раскрылось дарование выдающихся русских певцов О. А. Петрова и А. Я. Петровой-Воробьёвой. В оперную труппу вошли также М. С. Лебедев, А. И. Леонов, М. М. Степанова, В. А. Шемаев, M. P. Шелехова, С. С. Гулак-Артемовский, Е. А. Семёнова и др. С 1843 под покровительством императорского двора выступала Итальянская оперная труппа, в её составе – певцы мирового класса Дж. Рубини, A. Тамбурини, Джулия Гризи, Л. Лаблаш, П. Виардо-Гарсия и др. Русская труппа была оттеснена на второй план, а в 1845–54 фактически изгнана (выступала на императорских сценах Москвы).
В оперном репертуаре открывшегося в 1860 М. т. акцент был сделан на русской музыке. Среди наиболее значительных постановок – «Руслан и Людмила» М. И. Глинки (1861), «Русалка» А. С. Даргомыжского (1865). Были осуществлены первые в истории постановки русских классических опер: «Юдифь» (1863), «Рогнеда» (1865) А. Н. Серова; «Каменный гость» Даргомыжского (1872); «Псковитянка» (1873), «Майская ночь» (1880), «Снегурочка» (1882), «Млада» (1892), «Ночь перед Рождеством» (1895) Н. А. Римского-Корсакова; «Борис Годунов» (2-я ред., с прологом) М. П. Мусоргского (1874); «Опричник» (1874), «Кузнец Вакула» (1876), «Орлеанская дева» (1881), «Чародейка» (1887), «Пиковая дама» (1890), «Иоланта» (1892) П. И. Чайковского; «Демон» А. Г. Рубинштейна (1875); «Князь Игорь» А. П. Бородина (1890); «Орестея» С. И. Танеева (1895); и др. Из западноевропейского репертуара поставлены «Пророк» Дж. Мейербера (1869); «Сила судьбы» (1862; опера написана для М. т.), «Травиата» (1868), «Аида» (1877), «Риголетто» (1878), «Отелло» (1887), «Фальстаф» (1894, впервые на русском языке) Дж. Верди; «Лоэнгрин» (1868), «Тангейзер» (1874), «Тристан и Изольда» (1899) Р. Вагнера; «Кармен» Ж. Бизе и «Манон» Ж. Массне (обе 1885); «Мефистофель» А. Бойто (1886), оперы К. М. фон Вебера, В. А. Моцарта, Дж. Пуччини и др. композиторов. Главным дирижёром в 1860–69 был К. Н. Лядов (отец композитора А. К. Лядова), в 1869–1916 – Э. Ф. Направник, деятельность которого сыграла значительную роль в истории театра: он установил творческие связи с известными русскими композиторами, собрал в театре лучшие артистические силы, поднял профессиональный уровень оперных постановок. Среди солистов театра: певцы Ф. П. Комиссаржевский, Е. А. Лавровская, Д. М. Леонова, И. А. Мельников, Ф. К. Никольский, Ю. Ф. Платонова.
В кон. 19 – нач. 20 вв. репертуар театра включал оперы Р. Вагнера («Валькирия», 1900; «Гибель богов», 1903; «Золото Рейна», 1905), «Электру» Р. Штрауса; событиями стали постановки русских опер «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» Н. А. Римского-Корсакова (1907, впервые на сцене), «Хованщина» М. П. Мусоргского (1911, впервые в М. т.) и др. В М. т. выступали крупнейшие мастера оперного искусства: И. А. Алчевский, А. Ю. Больска, М. И. Долина, И. В. Ершов, Е. И. Збруева, B. И. Касторский, В. И. Куза, Ф. В. Литвин, Е. К. Мравина, Э. К. Павловская, М. А. Славина, Л. В. Собинов, Ф. И. Стравинский, И. В. Тартаков, М. И. и H. H. Фигнеры, М. Б. Черкасская, Л. Г. Яковлев и др.; часто выступал Ф. И. Шаляпин. В театре работали известные дирижёры – Ф. М. Блуменфельд, А. Коутс, художники – А. Н. Бенуа, А. Я. Головин, К. А. Коровин, Б. М. Кустодиев.
После Октябрьской революции 1917 осуществлены новые постановки произведений оперных классиков: «Тангейзер» и «Риенци» Р. Вагнера (1923), «Севильский цирюльник» Дж. Россини и «Дон Жуан» В. А. Моцарта (1924), «Борис Годунов» М. П. Мусоргского (в авторской редакции, 1928), «Пиковая дама» (1935) П. И. Чайковского; «Жизнь за царя» М. И. Глинки с 1939 шла с изменённым либретто и новым текстом под названием «Иван Сусанин». Прошли русские премьеры новейших европейских опер: «Саломея» (1924) и «Кавалер розы» (1928) Р. Штрауса, «Воццек» А. Берга (1927). Состоялась первая на отечественной сцене постановка оперы «Любовь к трём апельсинам» С. С. Прокофьева (1926), поставлены советские оперы «Лёд и сталь» В. М. Дешевова (1930), «В бурю» Т. Н. Хренникова (1939) и др.
С августа 1941 до лета 1944 театр был эвакуирован в Пермь; артисты выезжали на фронт, выступали в госпиталях, воинских частях, колхозах. Осенний сезон 1944 открылся оперой М. И. Глинки «Иван Сусанин». В театре работали: дирижёры – А. В. Гаук, В. А. Дранишников, Р. Дриго, C. В. Ельцин, Э. А. Купер, Н. А. Малько, А. М. Пазовский, Д. И. Похитонов, Г. Фительберг; режиссёры – А. Б. Винер, Э. И. Каплан, И. М. Лапицкий, В. А. Лосский, С. Д. Масловская, В. Э. Мейерхольд, С. Э. Радлов, Н. В. Смолич, Л. В. Баратов; певцы – П. З. Андреев, К. Петраускас, Н. А. Большаков, Г. А. Боссэ, Р. Г. Горская, В. А. Давыдова, Р. Л. Изтур, О. А. Кашеварова, К. А. Лаптев, С. И. Мигай, А. Ю. Модестов, О. Ф. Мшанская, Г. М. Нэлепп, И. А. Нечаев, Г. Н. Орлов, В. К. Павловская, Н. К. Печковский, С. П. Преображенская, М. О. Рейзен, В. Р. Сливинский, И. П. Яшугин; художники – В. В. Дмитриев, В. А. Щуко и др.
В послевоенные годы значительными событиями стали постановки опер «Дуэнья» («Обручение в монастыре») С. С. Прокофьева (1946), «Семья Тараса» Д. Б. Кабалевского (1950), «Декабристы» Ю. А. Шапорина (1953). Художественное руководство в эти годы осуществляли дирижёр Б. Э. Хайкин, режиссёр И. Ю. Шлепянов, хормейстер В. П. Степанов. Позднее в театре работали: дирижёры Э. П. Грикуров, А. И. Климов, К. А. Симеонов, В. А. Федотов, режиссёр Е. Н. Соковнин, хормейстер А. В. Михайлов, художник С. Б. Вирсаладзе. Среди постановок 1960–80-х гг.: «Питер Граймс» Б. Бриттена (1965), «Волшебная флейта» В. А. Моцарта (1966), «Лючия ди Ламмермур» Г. Доницетти (1969), «Кармен» Ж. Бизе (1973), «Пётр I» (1975) и «Маяковский начинается» (1983) А. Н. Петрова, «Виринея» (1967) и «Мария Стюарт» (1981) С. М. Слонимского. Дирижёры: Ю. X. Темирканов (главный дирижёр в 1976–88), Б. И. Анисимов, Дж. Э. Далгат, В. Г. Широков; режиссёр Р. И. Тихомиров; среди певцов этих лет: Г. А. Ковалёва, Б. Т. Штоколов, Р. А. Баринова, И. П. Богачёва, С. П. Лейферкус.
C 1988 главный дирижёр, с 1996 художественный руководитель и директор театра – В. А. Гергиев. Среди постановок: «Парсифаль» (1997), тетралогия «Кольцо нибелунга» (2003) Р. Вагнера; «Саломея» Р. Штрауса (1995); оперы С. С. Прокофьева и Д. Д. Шостаковича. Среди певцов: Г. И. Беззубенков, О. В. Бородина, В. В. Галузин, В. Г. Герелло, Г. В. Горчакова, М. А. Гулегина, Л. И. Дядькова, О. Д. Кондина, Ю. К. Лаптев, Ю. М. Марусин, А. Ю. Нетребко, Н. П. Охотников, К. И. Плужников, Н. Г. Путилин.
С 1989 в М. т. регулярно проводятся тематические фестивали, приуроченные к юбилеям композиторов. При М. т. работает Академия молодых певцов (художественный руководитель – Л. А. Гергиева). М. т. проводит фестиваль «Звёзды белых ночей», Пасхальный фестиваль.
Балет
Балетный репертуар был поначалу весьма разнороден. Произведения, примыкавшие к традициям просветительского классицизма и раннего предромантизма, прямо или косвенно ориентированные на европейские образцы, соседствовали с работами первого российского хореографа И. И. Вальберха – крупнейшего представителя сентиментализма в отечественном балетном искусстве. С приездом Ш. Л. Дидло (1801) в петербургском балете утвердилась предромантическая эстетика. Постановки Дидло принесли на сцену новую для своего времени тематику, раскрыли новые выразительные возможности танца и пантомимы, показали новаторские принципы использования сценических эффектов, сочетания живописи и действия в балете. При Дидло петербургская труппа превратилась в одну из лучших в Европе; в созданном им репертуаре раскрылись таланты Н. О. Гольца, М. И. Даниловой, М. Н. Икониной, А. И. Истоминой, А. С. Новицкой, Огюста, Е. А. Телешовой. Тогда же усилиями Огюста было положено начало театрализации русской пляски и заложена основа академического характерного танца. Позднее петербургским балетом руководили А. Блаш (1832–36) и А. Титюс (1837–49), не проявившие в своих постановках самобытного таланта. Основными репертуарными событиями 1830 – нач. 1840-х гг. стали переносившиеся сюда парижские премьеры, в т. ч. шедевры романтизма – «Сильфида» Ж. Шнейцхоффера в хореографии Ф. Тальони (1835) и «Жизель» А. Адана в хореографии Ж. Коралли и Ж. Перро (1842).
В 1837 – 42 в Санкт-Петербурге гастролировала М. Тальони, принёсшая на русскую сцену новую технику женского классического танца и новую романтическую эстетику исполнительства. С 1847 в труппе танцевал М. И. Петипа (назначен балетмейстером в 1862). В 1848–59 труппу возглавлял Ж. Перро, перенёсший на петербургскую сцену свои лучшие европейские работы и сочинявший для неё новые спектакли. Наряду со знаменитыми гастролёршами Ф. Эльслер, К. Гризи, Ф. Черрито, успехом пользовались русские танцовщицы Е. И. Андреянова, Н. К. Богданова, М. Н. Муравьёва, М. С. Суровщикова-Петипа и др.
В 1859–69 в Санкт-Петербурге работал балетмейстер А. Сен-Леон. Его творчество знаменовало распад романтической эстетики в балете и предвещало рождение академизма (усиление инструментального начала в классическом танце, разработка хореографического тематизма, театрализация народной хореографии с использованием композиционных приёмов и форм классики). Сен-Леон был мастером развлекательных постановочных спектаклей. Долгие годы удерживался в репертуаре сочинённый им балет «Конёк-Горбунок» (музыка Ч. Пуньи, 1864), остававшийся до кон. 19 в. единственным примером успешного разрешения русской темы на балетной сцене.
С 1869 (назначен главным балетмейстером) до конца 19 в. единоличным руководителем петербургского балета был М. И. Петипа. В масштабных работах 1860 – 80-х гг. происходило дальнейшее накопление элементов академической эстетики (симфонизация классического танца, кристаллизация форм академических ансамблей и принципов построения спектакля). В эти годы раскрылся исполнительский талант Е. О. Вазем, М. Н. Горшенковой, В. А. Никитиной, Е. П. Соколовой.
В 1890-е гг. расцвета достиг балетный академизм, высшими проявлениями которого явились постановки балетов П. И. Чайковского («Спящая красавица», 1890; «Щелкунчик», 1892; «Лебединое озеро», 1895) и А. К. Глазунова («Раймонда», 1898) в хореографии М. И. Петипа и Л. И. Иванова.
Со 2-й пол. 1880-х гг. ведущее положение на императорской сцене занимали итальянские балерины-гастролёрши В. Цукки, К. Брианца, А. Дель Эра, П. Леньяни и др., обладавшие виртуозной техникой танца. Постепенно технические достижения итальянок освоили русские танцовщицы, на рубеже 19–20 вв. лидерами петербургской сцены стали М. Ф. Кшесинская, О. И. Преображенская, А. Я. Ваганова, В. А. Трефилова, Л. Н. Егорова и др. С 1860-х гг. на протяжении нескольких десятилетий ведущим исполнителем центральных мужских партий был П. А. Гердт. Лишь в нач. 20 в. его постепенно сменили Г. Г. Кякшт, братья Н. Г. и С. Г. Легат; характерные танцы исполняли М. М. Петипа, Ф. И. Кшесинский, А. В. Ширяев; пантомимные роли – Т. А. Стуколкин и Н. П. Троицкий.
В нач. 20 в. в постановочных опытах Гердта и братьев Легат наметилось вырождение балетного академизма. Как реакция на этот процесс возникло движение «нового балета», представителем которого на петербургской сцене был М. М. Фокин. Основной формой творчества Фокина стал одноактный спектакль с лаконичным непрерывным действием и чётко выраженной стилистической окраской: «Павильон Армиды» Н. Н. Черепнина (1907), «Шопениана» на музыку Ф. Шопена (1908), «Половецкие пляски» на музыку А. П. Бородина (1909) и др. Фокинская реформа привела к своеобразному раздвоению петербургского балета. Некоторые артисты (Т. П. Карсавина, В. Ф. Нижинский) достигли вершин в новом репертуаре, тогда как значительная часть труппы (наряду с артистами старшего поколения, это были А. П. Павлова, О. А. Спесивцева, С. К. Андрианов, М. К. Обухов, П. Н. Владимиров) оставалась приверженцами классических традиций.
В 1910-х гг. петербургская балетная сцена вошла в период кризиса. В эти годы в репертуаре не появлялось значительных новых работ. Спектакли 19 в. ветшали и подчас подвергались произвольным искажениям.
Задача сохранения классического наследия была в полной мере осознана в первые послереволюционные годы, когда труппа оказалась единственной хранительницей балетов М. И. Петипа и Л. И. Иванова. Возобновлением и реставрацией их спектаклей занимались в кон. 1910-х – 20-е гг. Ф. В. Лопухов, А. И. Ширяев, позднее, в 1931–37 А. Я. Ваганова, В. И. Пономарёв. Одновременно развернулись широкие экспериментальные поиски, проводившиеся главным образом Лопуховым, возглавившим труппу в 1922 [танцсимфония «Величие мироздания» на музыку Л. ван Бетховена (1923), «Пульчинелла» (1926) и «Байка про Лису, Кота да Барана» (1927) И. Ф. Стравинского, «Ледяная дева» на музыку Э. Грига в обработке Б. В. Асафьева (1927), «Болт» Д. Д. Шостаковича (1931)]. Ведущие артисты 1920-х гг. – Е. П. Гердт, П. А. Гусев, Л. С. Леонтьев, Е. М. Люком, О. П. Мунгалова, В. И. Пономарёв, В. А. Семёнов, О. А. Спесивцева, Б. В. Шавров. В 1920–30-х гг. в коллектив влились выпускники ЛХУ Н. А. Анисимова, Т. М. Вечеслова, Н. М. Дудинская, А. Н. Ермолаев, М. Т. Семёнова, К. М. Сергеев, Г. С. Уланова, В. М. Чабукиани, А. Я. Шелест и др. В 1930-е гг. интенсивное влияние на балетный театр драматического искусства проявилось в постановках хореографов Р. В. Захарова, Л. М. Лавровского и др. Академические традиции развивали В. И. Вайнонен, Чабукиани, Ваганова (в 1931–37 художественный руководитель балетной труппы). В этот период с труппой сотрудничали композитор Асафьев, режиссёр С. Э. Радлов, художники В. В. Дмитриев, В. М. Ходасевич, С. Б. Вирсаладзе, П. В. Вильямс.
В годы Великой Отечественной войны в Ленинграде и Перми (где часть труппы находилась в эвакуации) создавались концертные бригады, выезжавшие на фронт, в госпитали и на предприятия. В 1943–47 в коллектив вошли молодые артисты И. Д. Бельский, Б. Я. Брегвадзе, Ю. Н. Григорович, И. Б. Зубковская, Н. А. Кургапкина, А. А. Макаров, О. Н. Моисеева и др.
В 1946–50 художественный руководитель – П. А. Гусев. Наметившийся творческий подъём обозначили постановки Л. В. Якобсона («Шурале» Ф. З. Яруллина, 1950; «Спартак» А. И. Хачатуряна, 1956; «Хореографические миниатюры», 1958), К. М. Сергеева («Золушка» С. С. Прокофьева, 1946; «Тропою грома» К. Караева, 1958) и др. Традиции симфонического танца возрождали в своих постановках Ю. Н. Григорович («Каменный цветок» Прокофьева, 1957; «Легенда о любви» А. Д. Меликова, 1961), И. Д. Бельский («Берег надежды» А. П. Петрова, 1959; «Ленинградская симфония» Д. Д. Шостаковича, 1961). В 1948–52 Сергеев создал новые редакции классических балетов («Раймонда», «Лебединое озеро», «Спящая красавица»), давшие новую жизнь шедеврам М. И. Петипа и Л. И. Иванова. Единомышленниками балетмейстеров стали артисты: И. А. Колпакова, Т. Н. Легат, А. Е. Осипенко, позднее Г. Т. Комлева, А. И. Сизова, Ю. В. Соловьёв и др. О высоком уровне балетной труппы свидетельствовали и успешные гастроли в Париже, Лондоне, Нью-Йорке. Однако экспериментальные постановки в программу гастролей не включали. В 1961, во время гастролей в Париже, за границей остался один из самых многообещающих солистов – Р. Х. Нуреев. Вскоре из театра ушёл И. Д, Бельский, затем Ю. Н. Григорович. В 1971 в новаторской постановке Н. Д. Касаткиной и В. Ю. Василёва «Сотворение мира» А. П. Петрова ярко проявили себя Колпакова, М. Н. Барышников, Н. Д. Большакова, В. Н. Гуляев, Соловьёв, В. Н. Панов, Г. Н. Рогозина. Вслед за не вернувшейся из Великобритании в 1970 Н. Р. Макаровой в 1972 СССР покинули Панов и Рогозина, в 1974 – Барышников, в 1977 покончил с собой Соловьёв. В этих условиях решающую роль в поддержании исполнительской формы играли балеты классического наследия. «Жизель» А. Адана, «Лебединое озеро» и «Спящая красавица» П. И. Чайковского, «Баядерка» Л. Ф. Минкуса, «Раймонда» А. К. Глазунова, «Шопениана» никогда надолго не сходили с афиш. Большое внимание сохранению и приумножению классического репертуара уделял О. М. Виноградов (в 1968–72 художественный руководитель, в 1977–96 и главный балетмейстер). Начиная с 1970-х гг. труппа осваивала и произведения зарубежных хореографов, в т. ч. Р. Пети («Собор Парижской Богоматери» М. Жарра, 1978), А. Бурнонвиля («Сильфида» Х. Лёвеншелля, 1981; «Неаполь, или Рыбак и его невеста» Н. В. Гаде, Э. Хельстеда, Х. Паулли и Х. Лумбю, 1982). Несколько номеров для труппы поставил М. Бежар. Хранители фонда Дж. Баланчина передали знаменитому коллективу, в котором мастер начинал свою карьеру, его балеты «Шотландская симфония» на музыку Ф. Мендельсона, «Тема с вариациями» на музыку П. И. Чайковского (оба 1989) и «Аполлон» И. Ф. Стравинского (1992); Фонд А. Тюдора – его постановки «Сиреневый сад» на музыку Э. Шоссона и «Увядающие листья» на музыку А. Дворжака (обе 1992). Дж. Роббинс поставил здесь одноактный балет «В ночи» на музыку Ф. Шопена (1992).
В 1999 М. т. предпринял эксперимент по восстановлению балета «Спящая красавица» в оригинальной версии М. И. Петипа. Хореографической частью проекта занимался С. Г. Вихарев, опиравшийся на сохранившуюся запись балета по системе В. П. Степанова. Спектакль шёл в декорациях и костюмах исторической премьеры 1890. За ним последовали аналогичные опыты реконструкций «Баядерки» Л. Ф. Минкуса (2002) и «Пробуждения Флоры» Р. Е. Дриго (2007). Другим экспериментальным проектом стала «гофманиана» М. М. Шемякина – серия спектаклей по мотивам Э. Т. А. Гофмана, в которых художник выступил автором либретто, оформления и фактическим руководителем постановки [«Щелкунчик» (2001) и «Принцесса Пирлипат, или Наказанное благородство» С. М. Слонимского (2003) в хореографии К. А. Симонова; «Волшебный орех» Слонимского в хореографии Д. Пандурски (2005)].
С нач. 21 в. М. т. сотрудничает с ведущими хореографами мира. Специально для него оригинальные балеты поставили Дж. Ноймайер («Звуки пустых страниц» на музыку А. Г. Шнитке, 2001), А. О. Ратманский («Золушка» С. С. Прокофьева, 2002; «Конёк-Горбунок» Р. К. Щедрина, 2009), П. Лакотт («Ундина» Ч. Пуньи, 2006), Б. Мильпье («Without» на музыку Ф. Шопена, 2011), С. Вальц («Весна священная» И. Ф. Стравинского, 2013), Р. Поклитару («Симфония в трёх движениях» на музыку Стравинского, 2015). В этот же период вернулись на сцену спектакли М. М. Фокина («Карнавал» на музыку Р. Шумана, 2008; «Петрушка» Стравинского, 2010), классика советского периода («Барышня и хулиган» и «Ленинградская симфония» на музыку Д. Д. Шостаковича, оба 2001; «Шурале» Ф. З. Яруллина, 2009; «Спартак» А. И. Хачатуряна, 2010). В 2016 Ю. А. Смекалов поставил балет «Медный всадник» Р. М. Глиэра с использованием фрагментов хореографии Р. В. Захарова к спектаклю 1949.
В 2000–10-х гг. продолжается освоение мирового репертуара 20–21 вв. Афишу пополнили постановки Х. Ландера («Этюды» на музыку К. Черни), В. Ф. Нижинского («Весна священная» И. Ф. Стравинского), Б. Ф. Нижинской («Свадебка» Стравинского), все 2003; У. Форсайта («Steptext» на музыку И. С. Баха, «Головокружительное упоение точностью» на музыку Ф. Шуберта, «Там, где висят золотые вишни» Т. Виллемса и Л. Штука), все 2004; А. Алонсо («Кармен-сюита» Ж. Бизе – Р. К. Щедрина, 2010), А. Прельжокажа («Парк» на музыку В. А. Моцарта, 2011), Ф. Аштона («Сильвия» Л. Делиба и «Маргарита и Арман» на музыку Ф. Листа), У. Макгрегора («Инфра» на музыку М. Рихтера), Х. ван Манена («Адажио Хаммерклавир» на музыку Л. ван Бетховена, «Вариации для двух пар» на сборную музыку, «Пять танго» на музыку А. Пьяццоллы, «Соло» на музыку И. С. Баха), все 2014. Продолжается работа над произведениями Дж. Баланчина, А. О. Ратманского. Среди артистов 1980 – 2010-х гг.: А. А. Асылмуратова, Ж. И. Аюпова, Д. В. Вишнёва, И. И. Голуб, И. А. Зеленский, Е. Н. Иванченко, Е. Б. Кондаурова, У. В. Лопаткина, Ю. В. Махалина, Е. В. Образцова, Е. Н. Осмолкина, Д. В. Павленко, Ф. С. Рузиматов, Л. Д. Сарафанов, А. А. Сомова, В. В. Терёшкина, О. И. Ченчикова, В. А. Шкляров.
С 2000 в театре ежегодно проводится Международный фестиваль балета «Мариинский».