Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

МАКА́РОВ АСКОЛЬД АНАТОЛЬЕВИЧ

  • рубрика

    Рубрика: Театр и кино

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 18. Москва, 2011, стр. 505-506

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Т. Е. Кузовлева
А. А. Макаров в партии Спартака («Спартак» А. И. Хачатуряна, хореография Л. В. Якобсона).

МАКА́РОВ Ас­кольд Ана­толь­е­вич (3.5.1925, хутор Но­во­мас­саль­ское Твер­ской губ. – 24.12.2000, С.-Пе­тер­бург), рос. ар­тист ба­ле­та, пе­да­гог, нар. арт. СССР (1983). В 1943 окон­чил ЛХУ (пе­да­го­ги А. И. Пуш­кин, А. А. Пи­са­рев, А. В. Ло­пу­хов, В. И. По­но­ма­рёв), в 1957 – ак­тёр­ский ф-т ГИТИСа. В 1943–70 в Ле­нингр. те­ат­ре опе­ры и ба­ле­та им. С. М. Ки­ро­ва. Клас­сич. тан­цов­щик ге­ро­ич. сти­ля, М. об­ла­дал уни­каль­ны­ми дан­ны­ми, ред­кой скульп­тур­но­стью пла­сти­ки, обая­ни­ем му­же­ст­вен­но­сти, дра­ма­тич. да­ром. Со­звуч­ная ду­ху вре­ме­ни, его ис­пол­ни­тель­ская ин­ди­ви­ду­аль­ность по­зво­ля­ла соз­да­вать обоб­щён­ные по­этич. об­ра­зы. Наи­бо­лее пол­но рас­крыл­ся в по­ста­нов­ках Л. В. Якоб­со­на, иде­аль­но во­пло­тив за­ду­ман­ное хо­рео­гра­фом (Али Ба­тыр – «Шу­ра­ле» Ф. З. Ярул­ли­на, Спар­так – «Спар­так» А. И. Ха­ча­ту­ря­на, По­эт – «Клоп» Ф. От­ка­зо­ва и Г. И. Фир­ти­ча). Пер­вый ис­пол­ни­тель пар­тий в ба­ле­тах Р. В. За­ха­ро­ва (Ма Ли-чен – «Крас­ный мак» Р. М. Гли­эра), Б. А. Фен­сте­ра (Ос­тап – «Та­рас Буль­ба» В. П. Со­ловь­ё­ва-Се­до­го), И. Д. Бель­ско­го (Ры­бак – «Бе­рег на­де­ж­ды» А. П. Пет­ро­ва). Сре­ди др. пар­тий: Вац­лав и Фи­липп («Бах­чи­са­рай­ский фон­тан» и «Пла­мя Па­ри­жа» Б. В. Асафь­е­ва), Со­лор и Ба­зиль («Бая­дер­ка» и «Дон Ки­хот» Л. Ф. Мин­ку­са), До­б­рый мо­ло­дец («Ве­сен­няя сказ­ка» на му­зы­ку П. И. Чай­ков­ско­го и Асафь­е­ва), Зиг­фрид («Ле­бе­ди­ное озе­ро» Чай­ков­ско­го), Жан де Бри­ен («Рай­мон­да» А. К. Гла­зу­но­ва), Да­ни­ла («Ка­мен­ный цве­ток» С. С. Про­кофь­е­ва), Отел­ло («Отел­ло» А. Д. Ма­ча­ва­риа­ни). Кон­церт­ные но­ме­ра в по­ста­нов­ке Якоб­со­на: «Про­ме­тей» В. И. Цы­то­ви­ча, «Ос­во­бо­ж­дён­ный Про­ме­тей» на му­зы­ку И. С. Ба­ха, «Раз­мыш­ле­ние» Чай­ков­ско­го, «Сле­пая» на му­зы­ку М. Пон­се и Я. Хей­фе­ца. С 1970 пре­по­да­ва­тель ба­лет­мей­стер­ско­го от­де­ле­ния Ле­нингр. конс. (с 1976 проф.). По­сле смер­ти Якоб­со­на в 1976–2000 воз­глав­лял С.-Пе­терб. ба­лет­ную труп­пу «Хо­рео­гра­фи­че­ские ми­ниа­тю­ры». Гос. пр. СССР (1951).

Лит.: Иль­и­че­ва М. А. Ма­ка­ров. Л., 1984; А. Ма­ка­ров. СПб., 1995; Жа­ди­на О. В., Ку­рам­шин В. В. Шко­ла ба­ле­та А. Ма­ка­ро­ва. СПб., 1996; Кра­сов­ская В. А. Ма­ка­ров // Про­фи­ли тан­ца. СПб., 1999; Баш­кир­це­ва Н. В. Те­атр А. Ма­ка­ро­ва // Пе­тер­бург­ский ба­лет: Ру­беж ты­ся­че­ле­тий. СПб., 2004; Зо­лот­ниц­кий Д. А. Ма­ка­ров // Ак­те­ры-ле­ген­ды Пе­тер­бур­га. СПб., 2004.

Вернуться к началу