БУРНОНВИ́ЛЬ
-
Рубрика: Театр и кино
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
БУРНОНВИ́ЛЬ (Bournonville) Август (Огюст) (21.8.1805, Копенгаген – 30.11.1879, там же), дат. артист балета, хореограф, педагог. Учился у своего отца Антуана Бурнонвиля и В. Галеотти в Дании, затем в Париже (1820 и 1824–26), в частности у О. Вестриса, танцевал в Парижской опере (партнёр М. Тальони). В 1829 вернулся в Копенгаген, выступал как танцовщик (до 1848; «Поль и Виргиния» и др.) и балетмейстер (до 1877); в 1855–56 танцевал в Вене, в 1861–64 – в Стокгольме, преподавал танцы при дат. королевском дворе. Поставил 53 балета, некоторые сохранились, войдя в мировой репертуар. Наиболее известны: «Сильфида» Х. Лёвеншелля (1836), «Неаполь, или Рыбак и его невеста» Х. С. Паулли, Э. Хельстеда, Н. В. Гаде, Х. Люмбю (1842), «Консерватория, или Брачное объявление в газете» (1849) и «Ярмарка в Брюгге, или Три дара» (1852) Паулли, «Народное предание» Гаде и Й. П. Э. Хартмана (1854), «Фестиваль цветов в Джендзано» Хельстеда и Паулли (1858). Последний балет Б. – «Из Сибири в Москву» К. Х. Моллера (1876) возник под впечатлением от поездки в Россию в 1874. Виднейший представитель романтич. балета, Б. создавал балеты разл. жанров: лирич. драмы, комедии, пантомимные балеты, балеты-водевили и др. Соединяя классич. и характерный танцы, обращался к фантастич. преданиям и нар. эпосу Дании, широко использовал фольклор разных народов. Включал в свои постановки большие пантомимные сцены, требовавшие от танцовщиков актёрского мастерства. Б. сформировал нац. своеобразие датского балета, уделяя особое внимание мимич. выразительности, «мелкой технике» ног, виртуозности мужского танца. Выдающийся педагог, создал свою методику преподавания, т. н. урок Бурнонвиля, записанный его учениками и вошедший в балетную педагогич. практику. Благодаря неукоснительному следованию традициям Б. классич. танец в балете Дании сохранился почти без изменений и не теряет своего значения.