Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ДИДЛО́

  • рубрика

    Рубрика: Театр и кино

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 8. Москва, 2007, стр. 732

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: В. М. Красовская
Ш. Дидло. Миниатюра. Неизвестный художник с оригинала В. В. Баранова.

ДИДЛО́ (Didelot) Шарль Луи [27.3.1767, Сток­гольм – 7(19).11.1837, Ки­ев], франц. ар­тист ба­ле­та, хо­рео­граф, пе­да­гог. Сын тан­цов­щи­цы М. Ма­ре­шаль и тан­цов­щи­ка Ш. Дид­ло. Учил­ся в Сток­голь­ме у от­ца и Л. Фрос­са­ра. С 1776 в Па­ри­же изу­чал ака­де­мич. та­нец у Ж. Б. Ла­ни и Ж. Ф. Де­ге. То­гда же ра­бо­тал в дет­ской труп­пе те­ат­ра «Ам­би­гю-Ко­мик». Ок. 1782 при­нят в труп­пу «Ко­ме­ди Фран­сез» как со­лист в ди­вер­тис­мен­тах. В 1783 уче­ник шко­лы при Ко­ро­лев­ской ака­де­мии му­зы­ки и тан­ца. В 1786 вер­нул­ся в Сток­гольм пер­вым тан­цов­щи­ком при­двор­но­го те­ат­ра. За­тем вы­сту­пал в Лон­до­не в труп­пе Ж. Ж. Но­вер­ра, в Ко­ро­лев­ской ака­де­мии му­зы­ки и тан­ца, в труп­пе Ж. До­бер­ва­ля (Бор­до). В 1795 в Лио­не со­чи­нил на сбор­ную му­зы­ку пер­вую вер­сию ба­ле­та «Зе­фир и Фло­ра». В 1796–1801 в Лон­до­не по­ста­вил на му­зы­ку Ч. Бос­си ба­ле­ты «Фло­ра и Зе­фир», «Ацис и Га­ла­тея», а так­же «Сча­ст­ли­вое ко­раб­ле­кру­ше­ние, или Шот­ланд­ские ведь­мы» с по­свя­ще­ни­ем У. Шек­спи­ру. В 1801–11 Д. воз­глав­лял ба­лет­ную часть Пе­терб. те­ат­раль­но­го уч-ща. Спек­так­ли на ми­фо­ло­гич. и ска­зоч­ные те­мы («Апол­лон и Даф­на» Ф. А. Фи­ли­до­ра, 1802, «Ро­ланд и Мор­га­на, или Раз­ру­ше­ние оча­ро­ван­но­го ост­ро­ва» К. А. Ка­во­са и Ф. Ан­то­но­ли­ни, 1803, и др.) при­нес­ли ему из­вест­ность. Вер­нув­шись в Лон­дон, во­зоб­но­вил там пе­терб. по­ста­нов­ку «Зе­ли­са и Аль­син­дор, или Лес При­клю­че­ний» Ка­во­са (1812) и по­ста­вил спек­так­ли «Ца­ри­ца Гол­кон­ды» (1812) и «Пас­тух и Га­мад­риа­да» (1813) Ф. М. А. Венюа и др. Се­рию сво­их ге­ро­ич. ба­ле­тов от­крыл пре­мье­рой спек­так­ля «Вен­гер­ская хи­жи­на, или Зна­ме­ни­тые из­гнан­ни­ки» на му­зы­ку Ве­нюа (1813, Лон­дон). В 1815 по­ста­вил ба­лет «Зе­фир и Фло­ра» Бос­си на сце­не па­риж­ской Ака­де­мии му­зы­ки и тан­ца. С 1816 вновь в С.-Пе­тер­бур­ге, где осу­ще­ст­вил св. 40 по­ста­но­вок: «Те­зей и Ари­ан­на, или По­ра­же­ние Ми­но­тав­ра» (1817) и «Хен­зи и Тао, или Кра­са­ви­ца и чу­до­ви­ще» (1819) Ан­то­но­ли­ни, «Фед­ра» Ка­во­са и Ф. П. Ту­ри­ке (1821), «Кав­каз­ский плен­ник, или Тень не­вес­ты» Ка­во­са (1823, по мо­ти­вам по­эмы А. С. Пуш­ки­на). В 1829 из-за кон­флик­та с Ди­рек­ци­ей имп. те­ат­ров Д. вы­ну­ж­ден был вый­ти в от­став­ку. Луч­шие по­ста­нов­ки Д. от­ли­ча­ли дра­ма­тур­гич. ло­ги­ка и сти­ле­вое един­ст­во; де­ко­рац. оформ­ле­ние и сце­нич. эф­фек­ты слу­жи­ли рас­кры­тию со­дер­жа­ния; кор­де­ба­лет пре­вра­тил­ся в ак­тив­но­го уча­ст­ни­ка дей­ст­вия. Ху­дож. ан­самб­ли Д. под­го­то­ви­ли пре­об­ра­зо­ва­ния эпо­хи ро­ман­тиз­ма в ба­ле­те. Под его ру­ко­во­дством рус. ба­лет­ный те­атр вы­дви­нул­ся на од­но из пер­вых мест в Ев­ро­пе. Творч. на­ход­ки хо­рео­гра­фа по­лу­чи­ли раз­ви­тие во 2-й пол. 19 в., в ча­ст­но­сти в ба­ле­тах М. И. Пе­ти­па. Сре­ди уче­ни­ков – М. И. Да­ни­ло­ва, А. И. Ис­то­ми­на, Е. А. Те­ле­шо­ва, А. А. Ли­ху­ти­на, А. П. Глуш­ков­ский, Н. О. Гольц.

Лит.: Глуш­ков­ский А. П. Вос­по­ми­на­ния ба­лет­мей­сте­ра. Л.; М., 1940; Guest I. The romantic ballet in England. L., 1954; Сло­ним­ский Ю. И. Дид­ло. Ве­хи твор­че­ской био­гра­фии. Л.; М., 1958; Кра­сов­ская В. М. Рус­ский ба­лет­ный те­атр от воз­ник­но­ве­ния до се­ре­ди­ны XIX в. Л.; М., 1958; она же. За­пад­но­ев­ро­пей­ский ба­лет­ный те­атр. Очер­ки ис­то­рии. Пре­ро­ман­тизм. Л., 1983; Swift M. G. A loftier flight. L., 1974; Блок Л. Д. Дид­ло и пер­вая рус­ская шко­ла // Блок Л. Д. Клас­си­че­ский та­нец. Ис­то­рия и со­вре­мен­ность. М., 1987.

Вернуться к началу