ДИДЛО́
-
Рубрика: Театр и кино
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ДИДЛО́ (Didelot) Шарль Луи [27.3.1767, Стокгольм – 7(19).11.1837, Киев], франц. артист балета, хореограф, педагог. Сын танцовщицы М. Марешаль и танцовщика Ш. Дидло. Учился в Стокгольме у отца и Л. Фроссара. С 1776 в Париже изучал академич. танец у Ж. Б. Лани и Ж. Ф. Деге. Тогда же работал в детской труппе театра «Амбигю-Комик». Ок. 1782 принят в труппу «Комеди Франсез» как солист в дивертисментах. В 1783 ученик школы при Королевской академии музыки и танца. В 1786 вернулся в Стокгольм первым танцовщиком придворного театра. Затем выступал в Лондоне в труппе Ж. Ж. Новерра, в Королевской академии музыки и танца, в труппе Ж. Доберваля (Бордо). В 1795 в Лионе сочинил на сборную музыку первую версию балета «Зефир и Флора». В 1796–1801 в Лондоне поставил на музыку Ч. Босси балеты «Флора и Зефир», «Ацис и Галатея», а также «Счастливое кораблекрушение, или Шотландские ведьмы» с посвящением У. Шекспиру. В 1801–11 Д. возглавлял балетную часть Петерб. театрального уч-ща. Спектакли на мифологич. и сказочные темы («Аполлон и Дафна» Ф. А. Филидора, 1802, «Роланд и Моргана, или Разрушение очарованного острова» К. А. Кавоса и Ф. Антонолини, 1803, и др.) принесли ему известность. Вернувшись в Лондон, возобновил там петерб. постановку «Зелиса и Альсиндор, или Лес Приключений» Кавоса (1812) и поставил спектакли «Царица Голконды» (1812) и «Пастух и Гамадриада» (1813) Ф. М. А. Венюа и др. Серию своих героич. балетов открыл премьерой спектакля «Венгерская хижина, или Знаменитые изгнанники» на музыку Венюа (1813, Лондон). В 1815 поставил балет «Зефир и Флора» Босси на сцене парижской Академии музыки и танца. С 1816 вновь в С.-Петербурге, где осуществил св. 40 постановок: «Тезей и Арианна, или Поражение Минотавра» (1817) и «Хензи и Тао, или Красавица и чудовище» (1819) Антонолини, «Федра» Кавоса и Ф. П. Турике (1821), «Кавказский пленник, или Тень невесты» Кавоса (1823, по мотивам поэмы А. С. Пушкина). В 1829 из-за конфликта с Дирекцией имп. театров Д. вынужден был выйти в отставку. Лучшие постановки Д. отличали драматургич. логика и стилевое единство; декорац. оформление и сценич. эффекты служили раскрытию содержания; кордебалет превратился в активного участника действия. Худож. ансамбли Д. подготовили преобразования эпохи романтизма в балете. Под его руководством рус. балетный театр выдвинулся на одно из первых мест в Европе. Творч. находки хореографа получили развитие во 2-й пол. 19 в., в частности в балетах М. И. Петипа. Среди учеников – М. И. Данилова, А. И. Истомина, Е. А. Телешова, А. А. Лихутина, А. П. Глушковский, Н. О. Гольц.