ИСТО́МИНА АВДОТЬЯ ИЛЬИНИЧНА
-
Рубрика: Театр и кино
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ИСТО́МИНА Авдотья Ильинична [6(17).1.1799, С.-Петербург – 26.6(8.7).1848, там же], рус. артистка балета. Родилась в семье полицейского прапорщика. В 1815 окончила С.-Петерб. театральное уч-ще (педагоги Е. А. Сазонова, Е. И. Колосова, Ш. Дидло). В петерб. балетную труппу была принята ещё ученицей. Дебютировала в балете «Ацис и Галатея» К. А. Кавоса (балетм. Дидло). С балетом «Зефир и Флора» Кавоса в постановке Дидло связана вся сценич. жизнь И.; ученицей исполняла роль Купидона, затем – юных нимф Аглаи и Аминты, в 1818 станцевала одну из лучших своих партий – Флору. Создаваемые И. мифологич. образы приобретали трагич. окраску: Арисия («Федра и Ипполит» Кавоса и П. Ф. Турика), Альцеста («Альцеста, или Сошествие Геркулеса в ад» Ф. Антонолини). Исполняла и комич. партии (Лиза – «Тщетная предосторожность» на муз. неизв. автора). По свидетельству историка театра П. Н. Арапова, танец И. отличали «сила в ногах, апломб на сцене и вместе с тем грация, лёгкость, быстрота в движениях». А. С. Пушкин упомянул И. в 1-й главе «Евгения Онегина», обращался к её личной и творч. судьбе и в черновых рукописях романа «Русский Пелам». Артистка первой воплотила образы пушкинских героинь на петерб. сцене: Черкешенка («Кавказский пленник, или Тень невесты» Кавоса) и Людмила («Руслан и Людмила, или Низвержение Черномора, злого волшебника» Ф. Е. Шольца) – лучшие партии в романтич. репертуаре И. Участвовала в кордебалетных танцах в постановке Дидло («Керим-Гирей – Крымский хан» на муз. Кавоса в трилогии А. А. Шаховского по мотивам поэмы Пушкина «Бахчисарайский фонтан»). В 1829 во время выступления повредила ногу и была вынуждена перейти на мимич. роли. Одна из последних партий – царица Сумбека («Сумбека, или Покорение Казанского царства» Л. И. Сонне). Выступала до 1836.