Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

КОЛОССА́ЛЬНЫЙ О́РДЕР

КОЛОССА́ЛЬНЫЙ О́РДЕР, раз­но­вид­ность ор­де­ра ар­хи­тек­тур­но­го, опо­ры ко­то­ро­го (как пра­ви­ло, пи­ля­ст­ры или свя­зан­ные ко­лон­ны) ох­ва­ты­ва­ют два и бо­лее эта­жа (яру­са) зда­ния. Поя­вил­ся в др.- рим. ар­хи­тек­ту­ре, наи­бо­лее час­то встре­ча­ет­ся на тер­ри­то­рии быв­шей рим. пров. Си­рия (храм Вак­ха в Ба­аль­бе­ке, 2 в.). В ан­тич­ных па­мят­ни­ках К. о. раз­де­ля­ет двер­ные про­ёмы и ни­ши; ис­поль­зу­ет­ся в осн. для оформ­ле­ния фа­са­дов зда­ний, но так­же и ин­терь­е­ров (храм Ве­не­ры в Ба­аль­бе­ке, 3 в.). Все со­хра­нив­шие­ся ан­тич­ные об­раз­цы К. о. от­но­сят­ся к ко­ринф­ско­му ор­де­ру.

Колоссальный ордер. Фасад базилики Сан-Джованни-ин-Латерано в Риме. Архитектор А. Галилеи. 1732–36.

Один из ран­них при­ме­ров при­ме­не­ния К. о. в эпо­ху Воз­ро­ж­де­ния – ц. Сант-Ан­д­реа в Ман­туе (1472–94, арх. Л. Б. Аль­бер­ти), где ко­ринф­ские пи­ля­ст­ры К. о. оформ­ля­ют сев. и зап. фа­са­ды, а так­же ин­терь­ер хра­ма. К. о. по­лу­чил даль­ней­шее раз­ви­тие в позд­нем ар­хит. твор­че­ст­ве Ми­ке­ланд­же­ло [ко­ринф­ские пи­ля­ст­ры трёх па­лац­цо на пл. Ка­пи­то­лия в Ри­ме (1546) и вост. фа­са­да со­бо­ра Св. Пет­ра (1546–64); см. илл. к ст. Ва­ти­кан] и А. Пал­ла­дио [по­лу­ко­лон­ны ком­по­зит­но­го ор­де­ра Лод­жии дель-Ка­пи­тань­я­то (1571); пи­ля­ст­ры Па­лац­цо Валь­ма­ра­на (1565–71); оба – в Ви­чен­це]. К. о. ши­ро­ко ис­поль­зо­вал­ся в ев­роп. ар­хи­тек­ту­ре ба­рок­ко (Ф. Бор­ро­ми­ни, Дж. Л. Бер­ни­ни, К. Ма­дер­на) и клас­си­циз­ма (ко­лон­на­да вост. фа­са­да Лув­ра, 1667–74, К. Пер­ро). В этот пе­ри­од скла­ды­ва­ет­ся по­лу­чив­ший ши­ро­кое рас­про­стра­не­ние ва­ри­ант оформ­ле­ния фа­са­да зда­ния, в ко­то­ром под­но­жия опор К. о. по­ко­ят­ся на цо­коль­ном, ча­ще все­го рус­то­ван­ном эта­же по­строй­ки и объ­е­ди­ня­ют два рас­по­ло­жен­ных вы­ше эта­жа (за­мок Хоу­ард в Йорк­шире, 1699–1712, арх. Дж. Ван­бру). Та­кое ре­ше­ние оформ­ле­ния фа­са­да мо­жет со­че­тать­ся с ко­лон­ным пор­ти­ком, при этом К. о. ино­гда дуб­ли­ру­ет его опо­ры на плос­ко­сти сте­ны за ним или про­дол­жа­ет их ритм по обе сто­ро­ны от не­го. При­мер ис­поль­зо­ва­ния К. о. в ин­терь­е­ре зда­ния – Бе­лый зал Се­на­та в Мо­с­ков­ском Крем­ле (1776–1787, арх. М. Ф. Ка­за­ков). Сре­ди позд­них ва­ри­ан­тов К. о.  фа­сад по­соль­ст­ва Гер­ма­нии в С.-Пе­тер­бур­ге (1911–12, арх. П. Бе­ренс).

Лит.: Forssman E. Dorisch, Ionisch, Ko­rin­tisch: Studien über das Gebrauch der Säulen­ordnungen in der Architektur des 16.–18. Jahrhunderts. Stockh., 1961; Bauchhenss G. Jupitergigantensäulen. Stuttg., 1976; Oni­ans J. Bearers of meaning: the classical orders in an­tiquity, the Middle Ages and the Renaissance. Princeton, 1988.

Вернуться к началу