КОЛОССА́ЛЬНЫЙ О́РДЕР
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
КОЛОССА́ЛЬНЫЙ О́РДЕР, разновидность ордера архитектурного, опоры которого (как правило, пилястры или связанные колонны) охватывают два и более этажа (яруса) здания. Появился в др.- рим. архитектуре, наиболее часто встречается на территории бывшей рим. пров. Сирия (храм Вакха в Баальбеке, 2 в.). В античных памятниках К. о. разделяет дверные проёмы и ниши; используется в осн. для оформления фасадов зданий, но также и интерьеров (храм Венеры в Баальбеке, 3 в.). Все сохранившиеся античные образцы К. о. относятся к коринфскому ордеру.
Один из ранних примеров применения К. о. в эпоху Возрождения – ц. Сант-Андреа в Мантуе (1472–94, арх. Л. Б. Альберти), где коринфские пилястры К. о. оформляют сев. и зап. фасады, а также интерьер храма. К. о. получил дальнейшее развитие в позднем архит. творчестве Микеланджело [коринфские пилястры трёх палаццо на пл. Капитолия в Риме (1546) и вост. фасада собора Св. Петра (1546–64); см. илл. к ст. Ватикан] и А. Палладио [полуколонны композитного ордера Лоджии дель-Капитаньято (1571); пилястры Палаццо Вальмарана (1565–71); оба – в Виченце]. К. о. широко использовался в европ. архитектуре барокко (Ф. Борромини, Дж. Л. Бернини, К. Мадерна) и классицизма (колоннада вост. фасада Лувра, 1667–74, К. Перро). В этот период складывается получивший широкое распространение вариант оформления фасада здания, в котором подножия опор К. о. покоятся на цокольном, чаще всего рустованном этаже постройки и объединяют два расположенных выше этажа (замок Хоуард в Йоркшире, 1699–1712, арх. Дж. Ванбру). Такое решение оформления фасада может сочетаться с колонным портиком, при этом К. о. иногда дублирует его опоры на плоскости стены за ним или продолжает их ритм по обе стороны от него. Пример использования К. о. в интерьере здания – Белый зал Сената в Московском Кремле (1776–1787, арх. М. Ф. Казаков). Среди поздних вариантов К. о. – фасад посольства Германии в С.-Петербурге (1911–12, арх. П. Беренс).