Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

СПЕСИ́ВЦЕВА ОЛЬГА АЛЕКСАНДРОВНА

  • рубрика

    Рубрика: Театр и кино

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 31. Москва, 2016, стр. 66

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




О.А. Спесивцева – Аврора («Спящая красавица» П.И. Чайковского).

СПЕСИ́ВЦЕВА Оль­га Алек­сан­д­ров­на [6(18).7.1895, Рос­тов-на-До­ну – 16.9.1991, Най­ак, штат Нью-Йорк, США], рос. ба­ле­ри­на. По окон­ча­нии С.-Пе­терб. те­ат­раль­но­го уч-ща (пе­да­гог К. М. Ку­ли­чев­ская) в 1913–24 в Ма­ри­ин­ском те­ат­ре (Пет­рогр. те­атр опе­ры и ба­ле­та). С 1918 ве­ду­щая ба­ле­ри­на, ис­пол­ни­тель­ни­ца центр. пар­тий в клас­сич. ре­пер­туа­ре. Изы­скан­ная хруп­кая кра­со­та, оду­хо­тво­рён­ность и замк­ну­тость С. при­да­ва­ли её ге­рои­ням не­по­вто­ри­мое свое­об­ра­зие. Та­нец С. от­ли­чал­ся чёт­ко­стью гра­фич. поз, со­вер­шен­ст­вом лом­ких ли­ний, без­усиль­но­стью воз­душ­ных па­ре­ний. Тра­гич. дар ба­ле­ри­ны с наи­боль­шей пол­но­той реа­ли­зо­вал­ся в пар­тии Жи­зе­ли («Жи­зель» А. Ада­на). Экс­прес­сио­ни­ст­ская трак­тов­ка С. ока­за­ла мощ­ное влия­ние на тра­ди­цию ис­пол­не­ния этой пар­тии. Сре­ди др. пар­тий: Рам­зея и Ас­пич­чия («Дочь фа­рао­на» Ч. Пу­ньи), ма­зур­ка и 7-й вальс («Шо­пе­ниа­на»), Гран па («Па­хи­та» Э. М. Дель­де­ве­за), Пье­рет­та («Ар­ле­ки­на­да» Р. Дри­го). Ду­хов­но­му ста­нов­ле­нию С. спо­соб­ст­во­ва­ла друж­ба с кри­ти­ком А. Л. Во­лын­ским, по­свя­тив­шим ей се­рию ста­тей и ви­дев­шим в ба­ле­ри­не вопло­ще­ние ху­дож. идеа­ла. Уча­ст­во­ва­ла в вы­сту­п­ле­ни­ях Рус­ско­го ба­ле­та Дя­ги­ле­ва, в т. ч. в 1921 в Лон­до­не ис­полни­ла пар­тию Ав­ро­ры на пре­мье­ре «Спя­щей прин­цес­сы» («Спя­щая кра­са­ви­ца» П. И. Чай­ков­ско­го). В 1923 тан­це­ва­ла в те­ат­ре «Ко­лон» (Бу­энос-Ай­рес). В 1924–1932 в Па­риж­ской опе­ре. В 1932–37 га­ст­ро­ли­ро­ва­ла с раз­ны­ми труп­па­ми: М. М. Фо­ки­на (в Бу­энос-Ай­ре­се), В. Э. Дан­д­ре (быв. труп­па А. П. Пав­ловой; в Ав­ст­ра­лии). По­ки­ну­ла сце­ну в 1937 в свя­зи с на­чав­шей­ся ду­шев­ной бо­лез­нью. Не­ко­то­рое вре­мя пре­по­да­ва­ла клас­сич. та­нец. С 1939 в США, по­сле обо­ст­ре­ния бо­лез­ни на­хо­ди­лась в кли­ни­ке для ду­шев­но­боль­ных (1943–63). С 1967 по­сле вы­здо­ров­ле­ния про­жи­ва­ла в ор­га­ни­зо­ван­ной гр. А. Л. Тол­стой рус. ко­ло­нии под Нью-Йор­ком.

Соч.: Technique for ballet artists. L., 1967.

Лит.: Vaillat L. O. Spessivtzeva. P., 1944; Schaikevitch A. O. Spessivtzeva. Magicienne envoûtée. P., 1954; Lifar S. Les trоis grâces du XX siècle. P., 1957; Dolin A. The Sleeping bal­lerina. [L., 1966]; Бо­гда­нов-Бе­ре­зов­ский В. Встре­чи. М., 1967; Га­ев­ский В. М. Ди­вер­тис­мент. М., 1981; Сло­ним­ский Ю. Чу­дес­ное бы­ло ря­дом с на­ми. Л., 1984; То­ми­на-Пет­ро­ва Е. Д. Жем­чу­жи­на рус­ско­го ба­ле­та – О. Спе­сив­це­ва. СПб., 2006; О. Спе­сив­це­ва: Аль­бом. СПб., 2009.

Вернуться к началу