Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ПРЕОБРАЖЕ́НСКАЯ ОЛЬГА ИОСИФОВНА

  • рубрика

    Рубрика: Театр и кино

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 27. Москва, 2015, стр. 431-432

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




О. И. Преображенская в партии Раймонды («Раймонда» А. К. Глазунова).

ПРЕОБРАЖЕ́НСКАЯ Оль­га Ио­си­фов­на (Оси­пов­на) [21.1(2.2).1871, С.-Пе­тер­бург – 27.12.1962, Па­риж], рос. ар­ти­ст­ка ба­ле­та, пе­да­гог, засл. арт. имп. те­ат­ров (1909). По окон­ча­нии Пе­терб. те­ат­раль­но­го уч-ща (пе­да­го­ги Л. И. Ива­нов, М. И. Пе­ти­па, Х. Ио­ган­сон) с 1889 в кор­де­ба­ле­те Ма­ри­ин­ско­го те­ат­ра, с 1896 со­ли­ст­ка (ис­пол­ни­тель­ни­ца мн. ва­риа­ций в ре­пер­туа­ре Пе­ти­па), с 1900 ба­ле­ри­на. Звез­да рус. сце­ны 1900–10-х гг., П. хра­ни­ла чис­то­ту тра­ди­ций клас­сич. тан­ца и чут­ко от­зы­ва­лась на дос­ти­же­ния совр. хо­рео­гра­фии. Уже став ар­ти­ст­кой, бра­ла уро­ки у мас­те­ров итал. шко­лы Э. Чек­кет­ти и К. Бе­рет­та, у бельг. ба­летм. И. Хан­се­на. Не­вы­иг­рыш­ную внеш­ность и сла­бое здо­ро­вье П. ком­пен­си­ро­ва­ли упор­ный труд и та­лант им­про­ви­зато­ра. При ши­ро­те ис­пол­ни­тель­ско­го диа­пазо­на она бы­ла пре­им. тан­цов­щи­цей ли­ри­ко-ко­ме­дий­но­го ам­п­луа; ред­кая му­зы­каль­ность де­ла­ла её не­под­ра­жае­мой в гл. пар­ти­ях ба­ле­тов П. И. Чай­ков­ско­го (Ав­ро­ра – «Спя­щая кра­са­ви­ца», фея Дра­же – «Щел­кун­чик») и А. К. Гла­зу­но­ва (Рай­мон­да – «Рай­мон­да», Ко­лос – «Вре­ме­на го­да», Иза­бел­ла – «Ис­пы­та­ние Да­ми­са»). Сре­ди др. пар­тий: Ба­боч­ка («Ка­при­зы ба­боч­ки» Н. С. Крот­ко­ва), Те­ре­за («При­вал ка­ва­ле­рии» И. И. Ар­м­с­гей­ме­ра), Сва­ниль­да («Коп­пе­лия» Л. Де­ли­ба), Ли­за («Тщет­ная пре­дос­то­рож­ность» Л. Ж. Ф. Ге­роль­да), Жа­вот­та в по­став­лен­ном для П. од­но­им. ба­ле­те (1902, ба­летм. П. А. Гердт), Па­хи­та («Па­хи­та» Э. М. Дель­де­ве­за), Фея («Фея ку­кол» Й. Бай­е­ра), Жи­зель («Жи­зель» А. Ада­на). Пер­вая ис­пол­ни­тель­ни­ца пар­тии Наи­лы в ба­ле­те «Ру­чей» Де­ли­ба и Л. Мин­ку­са (1902, ба­летм. А. Коп­пи­ни, по А. Сен-Ле­о­ну). М. М. Фо­кин по­ста­вил для П. пре­люд в «Шо­пе­ниа­не» и пар­тию ра­бы­ни Кле­о­пат­ры в «Еги­пет­ских но­чах» А. С. Арен­ско­го (обе 1908). С 1895 га­ст­ро­ли­ро­ва­ла в Ев­ро­пе и Юж. Аме­ри­ке. В 1920 окон­ча­тель­но ос­та­ви­ла сце­ну. Пе­да­го­гич. дея­тель­ность на­ча­ла в 1914. В 1917–21 ве­ла класс пла­сти­ки при опер­ной труп­пе Ма­ри­ин­ско­го те­ат­ра, пре­по­да­ва­ла клас­сич. та­нец в Пет­рогр. хо­ре­ог­ра­фич. уч-ще, в Шко­ле рус­ско­го ба­ле­та А. Л. Во­лын­ско­го. А. Я. Ва­га­но­ва на­зы­ва­ла П. в чис­ле сво­их луч­ших учи­те­лей. П. эмиг­ри­ро­ва­ла в 1921 и пре­по­да­ва­ла в Ми­ла­не, Лон­до­не, Бу­энос-Ай­ре­се, Бер­ли­не. С 1923 обос­но­ва­лась в Па­ри­же, в Уэкер-сту­дии. Как пе­да­гог сфор­ми­ро­ва­ла неск. по­ко­ле­ний луч­ших тан­цов­щи­ков Ев­ро­пы. Ос­та­ви­ла пре­по­да­ва­тель­скую дея­тель­ность в 1960.

Соч.: Пе­ре­жи­тое // Солн­це Рос­сии. 1914. № 225.

Лит.: Свет­лов В. Я. О. О. Пре­об­ра­жен­ская. СПб., 1902; То­ми­на В. Встре­ча с О. Пре­об­ра­жен­ской // Со­вет­ский ба­лет. 1983. № 6; Ти­хо­но­ва Н. А. Де­вуш­ка в си­нем. М., 1992; Мей­лах М. Эв­тер­па, ты?: Ху­до­же­ст­вен­ные за­мет­ки. Бе­се­ды с ар­ти­ста­ми рус­ской эмиг­ра­ции. М., 2008. Т. 1: Ба­лет; Кра­сов­ская В. Рус­ский ба­лет­ный те­атр на­ча­ла ХХ в. 2-е изд. СПб., 2009. [Ч. 1]: Тан­цов­щи­ки; Ве­дер­ни­ко­ва М. А. О. И. Пре­об­ра­жен­ская как вы­даю­щий­ся пе­да­гог клас­си­че­ско­го тан­ца ХХ в. // Яро­слав­ский пе­да­го­ги­че­ский вест­ник. 2011. № 1. Т. 1 (Гу­ма­ни­тар­ные нау­ки); Абы­зо­ва Л. И. Ис­то­рия хо­рео­гра­фи­че­ско­го ис­кус­ст­ва: оте­че­ст­вен­ный ба­лет ХХ – на­ча­ла XXI в. СПб., 2012.

Вернуться к началу