ПРЕОБРАЖЕ́НСКАЯ ОЛЬГА ИОСИФОВНА
-
Рубрика: Театр и кино
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ПРЕОБРАЖЕ́НСКАЯ Ольга Иосифовна (Осиповна) [21.1(2.2).1871, С.-Петербург – 27.12.1962, Париж], рос. артистка балета, педагог, засл. арт. имп. театров (1909). По окончании Петерб. театрального уч-ща (педагоги Л. И. Иванов, М. И. Петипа, Х. Иогансон) с 1889 в кордебалете Мариинского театра, с 1896 солистка (исполнительница мн. вариаций в репертуаре Петипа), с 1900 балерина. Звезда рус. сцены 1900–10-х гг., П. хранила чистоту традиций классич. танца и чутко отзывалась на достижения совр. хореографии. Уже став артисткой, брала уроки у мастеров итал. школы Э. Чеккетти и К. Беретта, у бельг. балетм. И. Хансена. Невыигрышную внешность и слабое здоровье П. компенсировали упорный труд и талант импровизатора. При широте исполнительского диапазона она была преим. танцовщицей лирико-комедийного амплуа; редкая музыкальность делала её неподражаемой в гл. партиях балетов П. И. Чайковского (Аврора – «Спящая красавица», фея Драже – «Щелкунчик») и А. К. Глазунова (Раймонда – «Раймонда», Колос – «Времена года», Изабелла – «Испытание Дамиса»). Среди др. партий: Бабочка («Капризы бабочки» Н. С. Кроткова), Тереза («Привал кавалерии» И. И. Армсгеймера), Сванильда («Коппелия» Л. Делиба), Лиза («Тщетная предосторожность» Л. Ж. Ф. Герольда), Жавотта в поставленном для П. одноим. балете (1902, балетм. П. А. Гердт), Пахита («Пахита» Э. М. Дельдевеза), Фея («Фея кукол» Й. Байера), Жизель («Жизель» А. Адана). Первая исполнительница партии Наилы в балете «Ручей» Делиба и Л. Минкуса (1902, балетм. А. Коппини, по А. Сен-Леону). М. М. Фокин поставил для П. прелюд в «Шопениане» и партию рабыни Клеопатры в «Египетских ночах» А. С. Аренского (обе 1908). С 1895 гастролировала в Европе и Юж. Америке. В 1920 окончательно оставила сцену. Педагогич. деятельность начала в 1914. В 1917–21 вела класс пластики при оперной труппе Мариинского театра, преподавала классич. танец в Петрогр. хореографич. уч-ще, в Школе русского балета А. Л. Волынского. А. Я. Ваганова называла П. в числе своих лучших учителей. П. эмигрировала в 1921 и преподавала в Милане, Лондоне, Буэнос-Айресе, Берлине. С 1923 обосновалась в Париже, в Уэкер-студии. Как педагог сформировала неск. поколений лучших танцовщиков Европы. Оставила преподавательскую деятельность в 1960.