ЕРМОЛА́ЕВ АЛЕКСЕЙ НИКОЛАЕВИЧ
-
Рубрика: Театр и кино
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ЕРМОЛА́ЕВ Алексей Николаевич [10(23).2.1910, С.-Петербург – 12.12.1975, Москва], рос. артист балета, балетмейстер, педагог, нар. арт. СССР (1970). В 1926 окончил ЛХУ (педагог В. И. Пономарёв). В 1926–30 ведущий танцовщик ГАТОБ, в 1930–58 – ГАБТ. Известность Е. в 1926 принесла партия Бога ветра («Талисман» Р. Дриго), выявившая осн. черты его танца, экстатического и виртуозного. Реформатор мужского танца, Е. утвердил новые каноны для последующих поколений исполнителей. Экспериментируя, обогащая танцевальную лексику, выступал в партиях классич. и совр. репертуара, раскрывших также его драматич. дарование: Базиль («Дон Кихот» Л. Ф. Минкуса), Зигфрид («Лебединое озеро» П. И. Чайковского), Зимняя птица («Ледяная дева» на муз. Э. Грига), Классич. танцовщик («Светлый ручей» Д. Д. Шостаковича), Филипп («Пламя Парижа» Б. В. Асафьева; Гос. пр. СССР, 1947), Альберт («Жизель» А. Адана), Тибальд («Ромео и Джульетта» С. С. Прокофьева), Ли Шанфу («Красный мак» Р. М. Глиэра; Гос. пр. СССР, 1950) и др. Первый исполнитель партий в постановках Л. М. Лавровского (Северьян – «Сказ о каменном цветке» С. С. Прокофьева), В. И. Вайнонена (Рипафратта – «Мирандолина» С. Н. Василенко). В 1939 в Минске выступил как балетмейстер, поставив (совм. с Ф. В. Лопуховым) первый белорус. балет «Соловей» М. Е. Крошнера (по одноим. повести З. Бядули), затем – «Пламенные сердца» В. А. Золотарёва (1955). В 1960–75 педагог-репетитор ГАБТ, в 1968–72 педагог и худ. рук. МХУ. Создатель собственной педагогической школы, среди его учеников: В. В. Васильев, М. Лиепа, Б. Б. Акимов, А. Б. Годунов. Снялся в фильме-балете «Ромео и Джульетта». Гос. пр. СССР (1946).