ЛИЕ́ПА
-
Рубрика: Театр и кино
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ЛИЕ́ПА, семья рос. артистов балета. Марис (Марис Рудольф) Эдуардович (27.7.1936, Рига – 26.3.1989, Москва), нар. арт. СССР (1976). В 1955 окончил МХУ (куда был переведён в 1953 из Рижского хореографич. уч-ща), в 1981 – балетмейстерский ф-т ГИТИСа. В 1955 принят в труппу Латв. театра оперы и балета. В 1956–60 в моск. Муз. театре им. К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко. Первый исполнитель партий в постановках В. П. Бурмейстера (Лионель – «Жанна д’Арк» Н. И. Пейко), Н. Г. Гришиной (Конрад – «Корсар» А. Адана). В 1960–84 в Большом театре (Москва). Первый исполнитель партий в балетах Л. М. Лавровского (Юноша – «Ночной город» на муз. Б. Бартока, Георгий – «Страницы жизни» А. М. Баланчивадзе), Ю. Н. Григоровича (Ферхад – «Легенда о любви» А. Д. Меликова, первое исполнение на моск. сцене), М. М. Плисецкой, Н. И. Рыженко и В. В. Смирнова-Голованова (Вронский – «Анна Каренина» Р. К. Щедрина), В. В. Васильева (Солист – «Эти чарующие звуки…» на муз. А. Корелли, Дж. Торелли, Ж. Ф. Рамо, В. А. Моцарта). Отточенная техника, выработанная в годы учёбы у выдающегося моск. балетного педагога Н. И. Тарасова, благородство манеры и тонкое чувство стиля позволили ему стать образцовым исполнителем классич. репертуара: Базиль («Дон Кихот» Л. Ф. Минкуса), Альберт («Жизель» Адана), Зигфрид, Дезире («Лебединое озеро», «Спящая красавица» П. И. Чайковского), Ромео («Ромео и Джульетта» С. С. Прокофьева) и др. Вершиной творчества Л. стала партия Красса («Спартак» А. И. Хачатуряна, постановка Григоровича; Ленинская пр., 1970) – воплощение всеподавляющей гос. власти, мощи имперской машины, жертвой которой становится отдельный человек. Одной из лучших работ стала роль Рогожина («Идиот» на муз. Чайковского, Ленингр. ансамбль балета, балетм. Б. Я. Эйфман). Среди др. партий: Вакх («Вальпургиева ночь» из оперы Ш. Гуно «Фауст»), Вацлав («Бахчисарайский фонтан» Б. В. Асафьева), Чёрт («Сказка о солдате и чёрте» И. Ф. Стравинского), Хосе («Кармен-сюита» Ж. Бизе – Р. К. Щедрина, Рижский театр оперы и балета), Клавдио («Любовью за любовь» Т. Н. Хренникова, Нац. театр, Рейкьявик). Возобновил на сцене Большого театра балет «Видение розы» на муз. К. М. фон Вебера (1967, хореография М. М. Фокина; Л. в гл. партии). Поставил также балет «Дон Кихот» Минкуса (1979, Днепропетровск). Балетмейстер-постановщик ф. «Музыка ко дню рождения» (1980). Ставил танцы в драматич. спектаклях, в кино и на ТВ. В 1963–80 преподавал в МХУ. В 1984–1985 худ. рук. балетной труппы Софийского оперного театра. Автор статей о балете в периодич. печати. Снимался в телебалетах «Гамлет» и «Галатея», в кинофильме-балете «Спартак». Как драматич. актёр снялся в фильмах «Могила льва», «Четвёртый», «Лермонтов» и др. Творчеству Л. посвящены документальные фильмы «Я начинаю новый монолог» (1981), «А дольше всего продержалась душа…» (1990), «Свет его звезды» (1992). Пр. Вацлава Нижинского Парижской академии танца (1971), пр. им. М. Петипа (1977, Париж).
Его дети: Андрис Марисович (р. 6.1.1962, Москва), засл. арт. РСФСР (1986). В 1980 окончил МХУ. В 1981–1990 солист Большого театра: Щелкунчик-Принц, Зигфрид, Дезире («Щелкунчик», «Лебединое озеро», «Спящая красавица» П. И. Чайковского), Альберт («Жизель» А. Адана), Жан де Бриен («Раймонда» А. К. Глазунова), Ромео («Ромео и Джульетта» С. С. Прокофьева), Курбский («Иван Грозный» на муз. Прокофьева) и др. Был первым (в дуэте с Н. Г. Ананиашвили) сов. танцовщиком, приглашённым выступить в труппе «Нью-Йорк сити балле» (1988). После этого началась междунар. карьера Л., сотрудничавшего с труппами «Американ балле тиэтр», «Ла Скала», «Бежар балле Лозанн» и др. В 1993 возобновил балеты «Петрушка» и «Жар-птица» И. Ф. Стравинского и «Шехеразада» на муз. Н. А. Римского-Корсакова в хореографии М. М. Фокина. В Мариинском театре выступал как солист и педагог, а также в 1994 поставил оперу «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» Римского-Корсакова. Снимался в кино, играл в драматич. спектаклях. Выступает как режиссёр-постановщик спектаклей, концертов, эстрадных шоу и др. Основатель (1997) и пред. правления Благотворит. фонда им. Мариса Лиепы. 1-я пр. Междунар. конкурса артистов балета в Москве (1981), Гран-при Междунар. конкурса артистов балета в Джэксоне (США, 1986).
Илзе Марисовна (р. 22.11.1963, Москва), нар. арт. РФ (2002). В 1981 окончила МХУ, в 1991 – педагогич. отделение ГИТИСа. С 1981 в Большом театре. В репертуаре – народно-характерные танцы в балетах классич. наследия, а также в операх «Хованщина» М. П. Мусоргского, «Иван Сусанин» М. И. Глинки, «Князь Игорь» А. П. Бородина и др. Одной из лучших работ Л. стала роль Графини, созданная для неё Р. Пети в балете «Пиковая дама» на муз. П. И. Чайковского (Большой театр; Гос. пр. РФ, 2003). Обладает обширным концертным репертуаром, который, помимо хореографич. миниатюр М. М. Фокина, К. Я. Голейзовского, Дж. Ноймайера, Д. А. Брянцева и др., включает партии Зобеиды («Шехеразада» на муз. Н. А. Римского-Корсакова) и Кармен («Кармен-сюита» Ж. Бизе – Р. К. Щедрина). Снималась в фильмах и телефильмах «Бэмби», «Михайло Ломоносов», «Империя под ударом», «Самозванцы» и др. Как драматич. актриса выступила в спектаклях «Ваша сестра и пленница» Л. Н. Разумовской (Мария Стюарт; «Театральный дом», С.-Петербург) и в пьесах А. М. Максимова «Сон императрицы» (Екатерина Великая; театр «Модерн», Москва) и «Рамки приличий» (маркиза де Люрсе; Моск. театр им. Вл. Маяковского).