Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ЛИЕ́ПА

  • рубрика

    Рубрика: Театр и кино

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 17. Москва, 2010, стр. 459-460

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. Г. Галайда
М. Э. Лиепа в партии Красса («Спартак» А. И. Хачатуряна).

ЛИЕ́ПА, се­мья рос. ар­ти­стов ба­ле­та. Ма­рис (Ма­рис Ру­дольф) Эду­ар­до­вич (27.7.1936, Ри­га – 26.3.1989, Мо­ск­ва), нар. арт. СССР (1976). В 1955 окон­чил МХУ (ку­да был пе­ре­ве­дён в 1953 из Риж­ско­го хо­рео­гра­фич. уч-ща), в 1981 – ба­лет­мей­стер­ский ф-т ГИТИСа. В 1955 при­нят в труп­пу Латв. те­ат­ра опе­ры и ба­ле­та. В 1956–60 в моск. Муз. те­ат­ре им. К. С. Ста­ни­слав­ско­го и Вл. И. Не­ми­ро­ви­ча-Дан­чен­ко. Пер­вый ис­пол­ни­тель пар­тий в по­ста­нов­ках В. П. Бур­мей­сте­ра (Лио­нель – «Жан­на д’Арк» Н. И. Пей­ко), Н. Г. Гри­ши­ной (Кон­рад – «Кор­сар» А. Ада­на). В 1960–84 в Боль­шом те­ат­ре (Мо­ск­ва). Пер­вый ис­пол­ни­тель пар­тий в ба­ле­тах Л. М. Лав­ров­ско­го (Юно­ша – «Ноч­ной го­род» на муз. Б. Бар­то­ка, Ге­ор­гий – «Стра­ни­цы жиз­ни» А. М. Ба­лан­чи­вад­зе), Ю. Н. Гри­го­ро­ви­ча (Фер­хад – «Ле­ген­да о люб­ви» А. Д. Ме­ли­кова, пер­вое ис­пол­не­ние на моск. сце­не), М. М. Пли­сец­кой, Н. И. Ры­жен­ко и В. В. Смир­но­ва-Го­ло­ва­но­ва (Врон­ский – «Ан­на Ка­ре­ни­на» Р. К. Щед­ри­на), В. В. Ва­силь­ева (Со­лист – «Эти ча­рую­щие зву­ки…» на муз. А. Ко­рел­ли, Дж. То­рел­ли, Ж. Ф. Ра­мо, В. А. Мо­цар­та). От­то­чен­ная тех­ни­ка, вы­ра­бо­тан­ная в го­ды учё­бы у вы­даю­ще­го­ся моск. ба­лет­но­го пе­да­го­га Н. И. Та­ра­со­ва, бла­го­род­ст­во ма­не­ры и тон­кое чув­ст­во сти­ля по­зво­ли­ли ему стать об­раз­цо­вым ис­пол­ни­те­лем клас­сич. ре­пер­туа­ра: Ба­зиль («Дон Ки­хот» Л. Ф. Мин­ку­са), Аль­берт («Жи­зель» Ада­на), Зиг­фрид, Де­зи­ре («Ле­беди­ное озе­ро», «Спя­щая кра­са­ви­ца» П. И. Чай­ков­ско­го), Ро­мео («Ро­мео и Джуль­ет­та» С. С. Про­кофь­е­ва) и др. Вер­ши­ной твор­че­ст­ва Л. ста­ла пар­тия Крас­са («Спар­так» А. И. Ха­ча­ту­ря­на, по­станов­ка Гри­го­ро­ви­ча; Ле­нин­ская пр., 1970) – во­пло­ще­ние все­по­дав­ляю­щей гос. вла­сти, мо­щи им­пер­ской ма­ши­ны, жерт­вой ко­то­рой ста­но­вит­ся от­дель­ный че­ло­век. Од­ной из луч­ших ра­бот ста­ла роль Ро­го­жи­на («Иди­от» на муз. Чай­ков­ско­го, Ле­нингр. ан­самбль ба­ле­та, ба­летм. Б. Я. Эйф­ман). Сре­ди др. пар­тий: Вакх («Валь­пур­гие­ва ночь» из опе­ры Ш. Гу­но «Фа­уст»), Вац­лав («Бах­чи­са­рай­ский фон­тан» Б. В. Асафь­е­ва), Чёрт («Сказ­ка о сол­да­те и чёр­те» И. Ф. Стра­вин­ского), Хо­се («Кар­мен-сюи­та» Ж. Би­зе – Р. К. Щед­ри­на, Риж­ский те­атр опе­ры и ба­ле­та), Клав­дио («Лю­бо­вью за лю­бовь» Т. Н. Хрен­ни­ко­ва, Нац. те­атр, Рей­кья­вик). Во­зоб­но­вил на сце­не Боль­шо­го те­ат­ра ба­лет «Ви­де­ние ро­зы» на муз. К. М. фон Ве­бе­ра (1967, хо­рео­гра­фия М. М. Фо­ки­на; Л. в гл. пар­тии). По­ста­вил так­же ба­лет «Дон Ки­хот» Мин­ку­са (1979, Днеп­ро­пет­ровск). Ба­лет­мей­стер-по­ста­нов­щик ф. «Му­зы­ка ко дню ро­ж­де­ния» (1980). Ста­вил тан­цы в дра­ма­тич. спек­так­лях, в ки­но и на ТВ. В 1963–80 пре­по­да­вал в МХУ. В 1984–1985 худ. рук. ба­лет­ной труп­пы Со­фий­ско­го опер­но­го те­ат­ра. Ав­тор ста­тей о ба­ле­те в пе­рио­дич. пе­ча­ти. Сни­мал­ся в те­ле­ба­ле­тах «Гам­лет» и «Га­ла­тея», в ки­но­филь­ме-ба­ле­те «Спар­так». Как дра­ма­тич. ак­тёр снял­ся в филь­мах «Мо­ги­ла льва», «Чет­вёр­тый», «Лер­мон­тов» и др. Твор­че­ст­ву Л. по­свя­ще­ны до­ку­мен­таль­ные филь­мы «Я на­чи­наю но­вый мо­но­лог» (1981), «А доль­ше все­го про­дер­жа­лась ду­ша…» (1990), «Свет его звез­ды» (1992). Пр. Вац­ла­ва Ни­жин­ско­го Па­риж­ской ака­де­мии тан­ца (1971), пр. им. М. Пе­ти­па (1977, Па­риж).

Его де­ти: Ан­д­рис Ма­ри­со­вич (р. 6.1.1962, Мо­ск­ва), засл. арт. РСФСР (1986). В 1980 окон­чил МХУ. В 1981–1990 со­лист Боль­шо­го те­ат­ра: Щел­кун­чик-Принц, Зиг­фрид, Де­зи­ре («Щел­кун­чик», «Ле­бе­ди­ное озе­ро», «Спя­щая кра­са­ви­ца» П. И. Чай­ков­ско­го), Аль­берт («Жи­зель» А. Ада­на), Жан де Бри­ен («Рай­мон­да» А. К. Гла­зу­но­ва), Ро­мео («Ро­мео и Джуль­ет­та» С. С. Про­кофь­е­ва), Курб­ский («Иван Гроз­ный» на муз. Про­кофь­е­ва) и др. Был пер­вым (в ду­эте с Н. Г. Ана­ниа­шви­ли) сов. тан­цов­щи­ком, при­гла­шён­ным вы­сту­пить в труп­пе «Нью-Йорк си­ти бал­ле» (1988). По­сле это­го на­ча­лась ме­ж­ду­нар. карь­е­ра Л., со­труд­ни­чав­ше­го с труп­па­ми «Аме­ри­кан бал­ле ти­этр», «Ла Ска­ла», «Бе­жар бал­ле Ло­занн» и др. В 1993 во­зоб­но­вил ба­ле­ты «Пет­руш­ка» и «Жар-пти­ца» И. Ф. Стра­вин­ско­го и «Шехе­ра­за­да» на муз. Н. А. Рим­ско­го-Кор­са­ко­ва в хо­рео­гра­фии М. М. Фо­ки­на. В Ма­ри­ин­ском те­ат­ре вы­сту­пал как со­лист и пе­да­гог, а так­же в 1994 по­ста­вил опе­ру «Ска­за­ние о не­ви­ди­мом гра­де Ки­те­же и де­ве Фев­ро­нии» Рим­ско­го-Кор­са­ко­ва. Сни­мал­ся в ки­но, иг­рал в дра­ма­тич. спек­так­лях. Вы­сту­па­ет как ре­жис­сёр-по­ста­нов­щик спек­так­лей, кон­цер­тов, эс­т­рад­ных шоу и др. Ос­но­ва­тель (1997) и пред. прав­ле­ния Бла­го­тво­рит. фон­да им. Ма­ри­са Лие­пы. 1-я пр. Ме­ж­ду­нар. кон­кур­са ар­ти­стов ба­ле­та в Мо­ск­ве (1981), Гран-при Ме­ж­ду­нар. кон­кур­са ар­ти­стов ба­ле­та в Джэксо­не (США, 1986).

Ил­зе Ма­ри­сов­на (р. 22.11.1963, Мо­ск­ва), нар. арт. РФ (2002). В 1981 окон­чи­ла МХУ, в 1991 – пе­да­го­гич. от­де­ле­ние ГИТИСа. С 1981 в Боль­шом те­ат­ре. В ре­пер­туа­ре – на­род­но-ха­рак­тер­ные тан­цы в ба­ле­тах клас­сич. на­следия, а так­же в опе­рах «Хо­ван­щи­на» М. П. Му­соргского, «Иван Сусанин» М. И. Глин­ки, «Князь Игорь» А. П. Бо­родина и др. Одной из лучших работ Л. ста­ла роль Гра­фи­ни, соз­дан­ная для неё Р. Пе­ти в ба­ле­те «Пи­ко­вая да­ма» на муз. П. И. Чай­ков­ско­го (Боль­шой те­атр; Гос. пр. РФ, 2003). Об­ла­да­ет об­шир­ным кон­церт­ным ре­пер­туа­ром, ко­то­рый, по­ми­мо хо­рео­гра­фич. ми­ниа­тюр М. М. Фо­ки­на, К. Я. Го­лей­зов­ско­го, Дж. Ной­май­е­ра, Д. А. Брян­це­ва и др., вклю­ча­ет пар­тии Зо­беи­ды («Шехе­ра­за­да» на муз. Н. А. Рим­ско­го-Кор­са­ко­ва) и Кар­мен («Кар­мен-сюи­та» Ж. Би­зе – Р. К. Щед­ри­на). Сни­ма­лась в филь­мах и те­ле­филь­мах «Бэм­би», «Ми­хай­ло Ло­мо­но­сов», «Им­пе­рия под уда­ром», «Са­мо­зван­цы» и др. Как дра­ма­тич. ак­три­са вы­сту­пи­ла в спек­так­лях «Ва­ша се­ст­ра и плен­ни­ца» Л. Н. Ра­зу­мов­ской (Ма­рия Стю­арт; «Те­ат­раль­ный дом», С.-Пе­тер­бург) и в пье­сах А. М. Мак­си­мо­ва «Сон им­пе­рат­ри­цы» (Ека­те­ри­на Ве­ли­кая; те­атр «Мо­дерн», Мо­ск­ва) и «Рам­ки при­ли­чий» (мар­ки­за де Люр­се; Моск. те­атр им. Вл. Мая­ков­ско­го).

Соч.: Лие­па М. Вче­ра и се­го­дня в ба­ле­те. 2-е изд. М., 1986; он же. Я хо­чу тан­це­вать сто лет. М., 2006.

Лит.: Львов-Ано­хин Б. А. Мас­те­ра Боль­шо­го ба­ле­та. М., 1976; Ро­слав­ле­ва Н. П. М. Лие­па. М., 1978.

Вернуться к началу