НОЙМА́ЙЕР НЬЮМЕЙЕР ДЖОН
-
Рубрика: Театр и кино
-
Скопировать библиографическую ссылку:
НОЙМА́ЙЕР, Ньюмейер (Neumeier) Джон (р. 24.2.1942, Милуоки, штат Висконсин, США), амер. и нем. артист балета, хореограф. В 1950-х гг. учился балету в частных студиях Милуоки, Чикаго, брал уроки у В. Волковой в Копенгагене, занимался в школе Королевского балета в Лондоне. Изучал танец модерн в Чикаго у С. Ширер, в 1960–62 танцевал в её труппе. Одновременно получил степень бакалавра англ. лит-ры и театроведения в Ун-те Маркетта (штат Висконсин), где впервые выступил как хореограф. С 1963 в Штутгартском балете. Благодаря поддержке руководителя труппы Дж. Кранко получил возможность продолжить постановочную работу. В 1969–73 худ. рук. Франкфуртского балета, где поставил такие этапные для себя спектакли, как авторские версии «Щелкунчика» П. И. Чайковского и «Ромео и Джульетты» С. С. Прокофьева (обе 1971). С 1973 худ. рук. (с 1996 также гл. интендант) Гамбургского балета. Под рук. Н. труппа стала одной из ведущих в Германии и Европе, обретя статус авторского театра хореографа и в то же время расширив репертуар за счёт классики [«Жизель» А. Адана, консультант Г. С. Уланова (1983), «Баядерка» Л. Ф. Минкуса в редакции Н. Р. Макаровой (2002), «Тщетная предосторожность» Л. Ж. Ф. Герольда в редакции Ф. Аштона (2004), собств. версии «Лебединого озера» (1976) и «Спящей красавицы» (1978) Чайковского] и балетов Дж. Баланчина, М. Эка, У. Форсайта, Н. Дуато. Уникальный для зап. традиции хореограф, развивающий форму многоактного спектакля с лит. сюжетом, Н. поставил в этом жанре балеты: «Гамлет: подразумеваемое» на музыку А. Копленда (1976), «Сон в летнюю ночь» на музыку Ф. Мендельсона – Д. Лигети (1977), «Трамвай "Желание"» на музыку А. Г. Шнитке (1983), «Отелло» на музыку А. Пярта, Шнитке и др. (1985), «Пер Гюнт» Шнитке (1989), «История Золушки» Прокофьева (1992), «Чайка» на музыку Д. Д. Шостаковича (2002; 2007, Моск. музыкальный театр им. К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко), «Смерть в Венеции» на музыку И. С. Баха и Р. Вагнера (2003). Среди постановок в др. театрах: «Дама с камелиями» на музыку Ф. Шопена (1978, Штутгартский балет), «Сильвия» на музыку Л. Делиба (1997, Парижская опера), «Русалочка» Л. Ауэрбах (2005, Дат. королевский балет; 2011, Моск. музыкальный театр им. К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко).
В то же время Н. развивает традиции бессюжетного, т. н. симфонического, балета. Создал хореографич. версии большинства симфоний Г. Малера, балеты на музыку И. С. Баха («Страсти по Матфею», 1981; «Магнификат», 1987), В. А. Моцарта («Окно в мир Моцарта», 1991), Г. Генделя («Мессия», 1999) и др.
С юности интересуясь историей Русских сезонов С. П. Дягилева, Н. стал одним из крупнейших коллекционеров связанных с ними артефактов. Создал собств. версии спектаклей из репертуара труппы Русский балет Дягилева [«Дафнис и Хлоя» М. Равеля; «Поцелуй феи», «Весна священная» и «Жар-птица» (все 1972), «Петрушка» (1982) И. Ф. Стравинского; «Павильон Армиды» Н. Н. Черепнина (2009)], а также посвятил В. Ф. Нижинскому балеты «Вацлав» на музыку А. Г. Шнитке (1979), «Нижинский» на музыку Ф. Шопена, Р. Шумана, Н. А. Римского-Корсакова, Д. Д. Шостаковича (2000).
Выступает также как оперный режиссёр. В 1978 создал и возглавил школу Гамбургского балета.