КРА́НКО ДЖОН
-
Рубрика: Театр и кино
-
Скопировать библиографическую ссылку:
КРА́НКО (Cranko) Джон (15.8.1927, Рюстенбург, ЮАР – 26.6.1973, умер в самолёте, возвращаясь из гастрольной поездки; похоронен в Штутгарте), англ. артист балета, хореограф. Учился танцу с 1942 в балетной школе Ун-та Кейптауна, в 1946 при труппе «Сэдлерс-Уэллс балле» в Лондоне. Начал танцевать и осуществил первые постановки в Кейптауне в труппе ун-та и Балетном клубе («История солдата» И. Ф. Стравинского, 1942, и др.). С 1947 танцовщик, с 1950 балетмейстер «Сэдлерс-Уэллс балле» (с 1957 Королевский балет). Среди постановок: «Ананасная Полл» на муз. А. Салливена и «Арлекин в апреле» Р. Арнелла (обе 1951), «Дама и шут» на муз. Дж. Верди (1954), «Принц пагод» Б. Бриттена (1957, первый нац. многоактный балет в репертуаре труппы). В 1958 К. поставил балет «Ромео и Джульетта» С. С. Прокофьева в театре «Ла Скала» (Милан). Как хореограф сотрудничал также с «Нью-Йорк сити балле», Парижской оперой, труппой М. Рамбер и др. В 1961 возглавил Штутгартский балет, превратив провинц. труппу в одну из самых значительных в Европе. Одновременно в 1968–71 был гл. балетмейстером Баварской гос. оперы (Мюнхен). Среди воспитанных К. всемирно известных танцовщиков Штутгартского балета – М. Хайде, Р. Крэган, Б. Кайль, Э. Мадсен. В труппе начинали И. Килиан, Дж. Ноймайер и др. К. реорганизовал школу Штутгартского балета, которая с 1974 носит его имя. Мировую славу принесли К. сюжетные балеты, поставленные им по мотивам лит. произведений А. С. Пушкина («Онегин» на муз. П. И. Чайковского и К. Х. Штольце, 1965), У. Шекспира («Укрощение строптивой» Штольце на темы Д. Скарлатти, 1969) и др. Поставил также балеты: «Игра в карты» И. Ф. Стравинского (1965), «Концерт для флейты и арфы» на муз. В. А. Моцарта (1966), «Салат» Д. Мийо (1968), «Туманы» на муз. К. Дебюсси и «Поэма экстаза» на муз. А. Н. Скрябина (оба 1970), «Следы» на муз. Г. Малера (1973) и др. К. не увлекался экспериментами в области хореографич. языка, использовал преим. классич. танец, но при этом варьировал и обогащал его лексику. Основу его балетов составляли дуэты, сочетавшие виртуозность и эмоциональность. От своих танцовщиков он требовал, наряду с танцевальной техникой, также драматич. выразительности, актёрской игры. Спектакли К. исполняются многими, в т. ч. ведущими, труппами мира. Его балет «Укрощение строптивой» в 1996 был поставлен в Большом театре.