Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

КИЛИА́Н ИРЖИ

  • рубрика

    Рубрика: Театр и кино

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 13. Москва, 2009, стр. 670

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Е. Я. Суриц
Сцена из балета «Симфония псалмов» на музыку И. Ф. Стравинского. Хореограф И. Килиан.

КИЛИА́Н (Kylián) Ир­жи (р. 21.3.1947, Пра­га), чеш. ар­тист ба­ле­та, хо­рео­граф. Обу­чал­ся тан­цу в Пра­ге (в ба­лет­ной шко­ле Нац. те­ат­ра и в кон­сер­ва­то­рии), за­тем в шко­ле Ко­ро­лев­ско­го ба­ле­та в Лон­до­не. С 1968 в ба­лет­ной труп­пе Опер­но­го те­ат­ра Штут­гар­та под рук. Дж. Кран­ко. С 1970 вы­сту­па­ет и как хо­рео­граф («При­хо­дить и ухо­дить» на муз. Б. Бар­то­ка, 1970, «Воз­вра­ще­ние в чу­жую стра­ну» на муз. Л. Яна­че­ка, 1975, «Об­ла­ка» на муз. К. Де­бюс­си, 1976, «За­бы­тая стра­на» на муз. Б. Брит­те­на, 1981, и др.). В 1973 по­ста­вил спек­такль «Зри­те­ли» на муз. Ф. Мар­тена в Ни­дерл. те­ат­ре тан­ца (NDT) в Гаа­ге, с 1975 (совм. с Х. Книл­лeм) худ. рук., в 1977–99 худ. рук. и гл. ба­лет­мей­стер. Под его ру­ко­во­дством NDT за­нял од­но из ве­ду­щих мест в Ев­ро­пе. На­ря­ду с осн. труп­пой (NDT I) в те­ат­ре об­ра­зо­ва­ны экс­пе­рим. NDT II для мо­ло­дё­жи 17–22 лет и NDT III для тан­цов­щи­ков стар­ше 40 лет. В ос­но­ве твор­че­ст­ва К. – взаи­мо­про­ник­но­ве­ние пла­сти­ки и му­зы­ки клас­сич. и совр. ком­по­зи­то­ров: И. С. Ба­ха («Са­ра­бан­да», 1990), В. А. Мо­цар­та («Ма­лень­кая смерть», 1991, и др.), Й. Гайд­на («Сим­фо­ния ре-ма­жор», 2 час­ти, 1976, 3 час­ти, 1977, 4 час­ти, 1981), И. Ф. Стра­вин­ско­го («Ис­то­рия сол­да­та», 1985, и др.), А. Шён­бер­га («Пре­об­ра­жён­ная ночь», 1975), М. Ра­ве­ля («Ди­тя и вол­шеб­ст­во», 1984), Л. Бе­рио («Тан­цы во сне», 1979), С. Рай­ха («Пад­шие ан­ге­лы», 1989), а так­же чеш. ком­по­зи­то­ров (Л. Яна­че­ка, А. Двор­жа­ка, Б. Мар­ти­ну). К. стро­ит свои ба­ле­ты на со­че­та­нии клас­сич. тан­ца и тан­ца мо­дерн, ино­гда вво­дит эле­мен­ты нар. тан­цев («Сим­фо­ни­ет­та» на муз. Яна­че­ка, 1978, «Сва­деб­ка» Стра­вин­ско­го, 1982). В 1981 в Ав­ст­ра­лии изу­чал ри­ту­аль­ные тан­цы або­ри­ге­нов, что на­шло от­ра­же­ние в ба­ле­тах «Ко­чую­щие» на муз. Стра­вин­ско­го (1982), «Из­люб­лен­ное ме­сто» на муз. К. Ча­ве­са (1983) и др. Спек­так­ли К. от­ли­ча­ют­ся скульп­тур­ной вы­ра­зи­тель­но­стью, эмо­цио­наль­ной на­сы­щен­но­стью («По­ле­вая мес­са», др. назв. «Сол­дат­ская мес­са» на муз. Мар­ти­ну, 1980; «Шесть тан­цев» на муз. Мо­цар­та, 1986; «Боль­ше не иг­ра­ем» на муз. А. Ве­бер­на, 1988). Близ­ка К. и ре­лиг. те­ма­ти­ка («Сим­фо­ния псал­мов» на муз. Стра­вин­ско­го, 1978; «Гла­го­ли­че­ская мес­са» на муз. Яначeка, 1979). К. об­ла­да­ет ред­кой хо­рео­гра­фич. фан­та­зи­ей, да­ром со­чи­не­ния тан­це­валь­ных па и их ком­би­на­ций. На­ря­ду с ди­на­ми­кой и ак­ро­ба­тиз­мом в ду­этах, его тан­цам свой­ст­вен­на осо­бая плав­ность, кан­ти­лен­ность. С кон. 1980-х гг. час­то об­ра­ща­ет­ся к ком­по­зи­то­рам-аван­гар­ди­стам, в т. ч. к ми­ни­ма­ли­ст­ской му­зы­ке Ф. Глас­са, С. Рай­ха, Д. Ха­уб­ри­ха, со­еди­няя в по­ста­нов­ке ста­рин­ную и совр. му­зы­ку («Кры­лья из вос­ка» на муз. Глас­са, Дж. Кей­джа, Ба­ха, Х. И. Ф. фон Ри­бе­ра, 1997, и др.). В 1999 К. ос­та­вил ру­ко­во­дство труп­пой NDT, про­дол­жая ста­вить ба­ле­ты. Сре­ди по­ста­но­вок: «Ро­за цве­та ин­ди­го» на сбор­ную му­зы­ку (1999), «Ар­чим­бол­до» на сбор­ную му­зы­ку (2000), «Ме­та­ние иг­раль­ной кос­ти» на муз. Ха­уб­ри­ха (2005), «Бес­сон­ни­ца» на муз. Мо­цар­та в об­ра­бот­ке Ха­уб­ри­ха (2005), «Дё­готь и пе­рья» на муз. им­про­ви­за­ций пиа­ни­ста То­мо­ко Ми­кая­ма, ос­но­ван­ных на 9-м фп. кон­цер­те Мо­цар­та (2006), и др.

Лит.: Hense P., Utrecht L. Het Nederlands Dans Theater en le balleten van J. Kylián. Amst., 1981; Croce A. Kylián’s way // Croce A. Going to the dance. N. Y., 1982; Mannoni G. Kylián. Arles, 1989; Lanz Isabelle. A Garden of dance. Amst., 1995; Vaccarino E. J. Kylián. Palermo, 2001; Reynolds N., McCormick M. No fixed points. New Haven, 2003.

Вернуться к началу