КИЛИА́Н ИРЖИ
-
Рубрика: Театр и кино
-
Скопировать библиографическую ссылку:
КИЛИА́Н (Kylián) Иржи (р. 21.3.1947, Прага), чеш. артист балета, хореограф. Обучался танцу в Праге (в балетной школе Нац. театра и в консерватории), затем в школе Королевского балета в Лондоне. С 1968 в балетной труппе Оперного театра Штутгарта под рук. Дж. Кранко. С 1970 выступает и как хореограф («Приходить и уходить» на муз. Б. Бартока, 1970, «Возвращение в чужую страну» на муз. Л. Яначека, 1975, «Облака» на муз. К. Дебюсси, 1976, «Забытая страна» на муз. Б. Бриттена, 1981, и др.). В 1973 поставил спектакль «Зрители» на муз. Ф. Мартена в Нидерл. театре танца (NDT) в Гааге, с 1975 (совм. с Х. Книллeм) худ. рук., в 1977–99 худ. рук. и гл. балетмейстер. Под его руководством NDT занял одно из ведущих мест в Европе. Наряду с осн. труппой (NDT I) в театре образованы эксперим. NDT II для молодёжи 17–22 лет и NDT III для танцовщиков старше 40 лет. В основе творчества К. – взаимопроникновение пластики и музыки классич. и совр. композиторов: И. С. Баха («Сарабанда», 1990), В. А. Моцарта («Маленькая смерть», 1991, и др.), Й. Гайдна («Симфония ре-мажор», 2 части, 1976, 3 части, 1977, 4 части, 1981), И. Ф. Стравинского («История солдата», 1985, и др.), А. Шёнберга («Преображённая ночь», 1975), М. Равеля («Дитя и волшебство», 1984), Л. Берио («Танцы во сне», 1979), С. Райха («Падшие ангелы», 1989), а также чеш. композиторов (Л. Яначека, А. Дворжака, Б. Мартину). К. строит свои балеты на сочетании классич. танца и танца модерн, иногда вводит элементы нар. танцев («Симфониетта» на муз. Яначека, 1978, «Свадебка» Стравинского, 1982). В 1981 в Австралии изучал ритуальные танцы аборигенов, что нашло отражение в балетах «Кочующие» на муз. Стравинского (1982), «Излюбленное место» на муз. К. Чавеса (1983) и др. Спектакли К. отличаются скульптурной выразительностью, эмоциональной насыщенностью («Полевая месса», др. назв. «Солдатская месса» на муз. Мартину, 1980; «Шесть танцев» на муз. Моцарта, 1986; «Больше не играем» на муз. А. Веберна, 1988). Близка К. и религ. тематика («Симфония псалмов» на муз. Стравинского, 1978; «Глаголическая месса» на муз. Яначeка, 1979). К. обладает редкой хореографич. фантазией, даром сочинения танцевальных па и их комбинаций. Наряду с динамикой и акробатизмом в дуэтах, его танцам свойственна особая плавность, кантиленность. С кон. 1980-х гг. часто обращается к композиторам-авангардистам, в т. ч. к минималистской музыке Ф. Гласса, С. Райха, Д. Хаубриха, соединяя в постановке старинную и совр. музыку («Крылья из воска» на муз. Гласса, Дж. Кейджа, Баха, Х. И. Ф. фон Рибера, 1997, и др.). В 1999 К. оставил руководство труппой NDT, продолжая ставить балеты. Среди постановок: «Роза цвета индиго» на сборную музыку (1999), «Арчимболдо» на сборную музыку (2000), «Метание игральной кости» на муз. Хаубриха (2005), «Бессонница» на муз. Моцарта в обработке Хаубриха (2005), «Дёготь и перья» на муз. импровизаций пианиста Томоко Микаяма, основанных на 9-м фп. концерте Моцарта (2006), и др.