Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ГУ́СЕВ ПЁТР АНДРЕЕВИЧ

  • рубрика

    Рубрика: Театр и кино

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 8. Москва, 2007, стр. 177

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. А. Соколов-Каминский
П. А. Гусев – Асак, О. П. Мунгалова – Ледяная дева в балете«Ледяная дева» на музыку Э. Грига.

ГУ́СЕВ Пётр Ан­д­рее­вич [16(29).12.1904, С.-Пе­тер­бург – 30.3.1987, Ле­нин­град], рос. ар­тист ба­ле­та, пе­да­гог, ба­лет­мей­стер, нар. арт. РСФСР (1984). В 1922 окон­чил Пет­рогр. те­ат­раль­ное уч-ще (пе­да­го­ги В. И. По­но­ма­рёв, А. В. Ши­ря­ев). В 1922–35 в ГАТОБе. Пер­вый ис­пол­ни­тель пар­тий в экс­пе­рим. по­ста­нов­ках Ф. В. Ло­пу­хо­ва: Асак («Ле­дя­ная де­ва» на муз. Э. Гри­га), Щел­кун­чик («Щел­кун­чик» П. И. Чай­ков­ско­го). Вы­даю­щий­ся мас­тер ду­эт­но­го тан­ца («ко­роль под­держ­ки», по вы­ра­же­нию Ло­пу­хо­ва), Г. вёл об­шир­ную кон­церт­ную дея­тель­ность. В 1920-х гг. вме­сте с О. П. Мун­га­ло­вой ис­пол­нял на эст­ра­де спор­тив­ные тан­цы, ут­вер­ждая ди­на­ми­ку, на­пор как сти­ле­вые чер­ты иск-ва но­во­го вре­ме­ни. В 1932–35 од­но­вре­мен­но вы­сту­пал в МАЛЕГОТе (Пётр – «Свет­лый ру­чей» Д. Д. Шос­та­ко­ви­ча). В 1935–45 в ГАБТе (Ги­рей – «Бах­чи­са­рай­ский фон­тан» Б. В. Асафь­е­ва; Жан де Бри­ен, Аб­де­рах­ман – «Рай­мон­да» А. К. Гла­зу­но­ва). Ве­ду­щий тан­цов­щик, а так­же ис­пол­ни­тель ми­мич. пар­тий и иг­ро­вых ро­лей в ба­ле­тах, Г. ока­зал за­мет­ное влия­ние на раз­ви­тие тех­ни­ки муж­ско­го ис­пол­ни­тель­ст­ва. Во вре­мя Вел. Отеч. вой­ны кон­цер­ти­ро­вал с О. В. Ле­пе­шин­ской. С 1945, ос­та­вив сце­ну, вы­сту­пал как ба­лет­мей­стер: «Семь кра­са­виц» К. Ка­рае­ва (1952, Азерб. те­атр опе­ры и ба­ле­та им. М. Ф. Ахун­до­ва; 1953, МАЛЕГОТ; 1963, Укр. те­атр опе­ры и ба­ле­та им. Т. Г. Шев­чен­ко, Но­во­си­бир­ский те­атр опе­ры и ба­ле­та). Во­зоб­нов­лял ба­ле­ты клас­сич. на­сле­дия, дек­ла­ри­руя, но не все­гда со­блю­дая прин­цип точ­ной рес­тав­ра­ции. Сре­ди по­ста­но­вок: «Кор­сар» А. Ада­на (1955, МАЛЕГОТ; 1958, Пе­кин­ский те­атр; 1987, ГАТОБ), «Ар­ле­ки­на­да» Р. Дри­го (1967, ле­нингр. Ка­мер­ный ба­лет; 1975, Ле­нингр. Ма­лый те­атр опе­ры и ба­ле­та), «Шо­пе­ниа­на» (1978, Но­во­си­бир­ский те­атр опе­ры и ба­ле­та). С по­мо­щью Г. в Ки­тае соз­да­ны ба­лет­ный те­атр (Пе­кин), хо­рео­гра­фич. уч-ща (Шан­хай, Гу­ан­чжоу). Вёл ба­лет­мей­стер­ские кур­сы в Ки­тае (1958–60). Худ. рук. ба­лет­ной труп­пы ГАТОБа (1945–50), ГАБТа (1950–56), МАЛЕГОТа (1960–62), Но­во­си­бир­ско­го те­ат­ра опе­ры и ба­ле­та (1962–66). В 1966 ор­га­ни­зо­вал ле­нингр. труп­пу Ка­мер­ный ба­лет (в 1967–69 худ. рук.). С 1922 пре­по­да­вал в разл. учеб­ных за­ве­де­ни­ях Мо­ск­вы и Ле­нин­гра­да. В 1935–41 худ. рук. МХУ. В 1962 совм. с Ф. В. Ло­пу­хо­вым ор­га­ни­зо­вал под­го­тов­ку ба­лет­мей­сте­ров и ре­пе­ти­то­ров в Ле­нингр. конс. (пре­по­да­вал до 1983, проф. с 1973).

Лит.: Чер­но­ва Н. От Гель­цер до Ула­но­вой. М., 1979.

Вернуться к началу