Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ТЮДО́Р АНТОНИ

  • рубрика

    Рубрика: Театр и кино

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 32. Москва, 2016, стр. 609

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. С. Галкин

ТЮДО́Р (Tudor) Ан­то­ни (Эн­то­ни; наст. имя и фам. Уиль­ям Кук, Cook) [4.4.1908, Лон­дон – 5 (по др. све­де­ни­ям, 19).4. 1987, Нью-Йорк], англ. и амер. тан­цов­щик, ба­лет­мей­стер, пе­да­гог. Ув­лёк­ся тан­цем под влия­ни­ем Рус­ско­го ба­ле­та Дя­ги­ле­ва. С 1928 учил­ся в сту­дии М. Рам­бер, позд­нее в её труп­пе. Пер­вая по­ста­нов­ка – «Пе­ре­кре­щен­ные под­вяз­ки» на муз. Дж. Фре­ско­баль­ди (1931). При­зна­ние при­нес­ли ба­ле­ты «Си­ре­не­вый сад» на му­зыку Э. Шос­со­на (1936) и «Мрач­ные эле­гии» на му­зы­ку «Пе­сен об умер­ших де­тях» Г. Ма­ле­ра (1937). В 1938 сре­ди ос­но­ва­те­лей «Лон­дон­ско­го ба­ле­та». С 1939 в амер. труп­пе «Бал­ле ти­этр» (ны­не «Аме­ри­кан бал­ле ти­этр», ABT), где в 1942 по­ста­вил один из из­вест­ней­ших сво­их ба­ле­тов – «Ог­нен­ный столп» на му­зы­ку А. Шён­бер­га. В эти го­ды окон­ча­тель­но оп­ре­де­ли­лись хо­рео­гра­фич. стиль Т. (со­че­та­ние клас­сич. па с лек­си­кой тан­ца мо­дерн, бы­то­вы­ми дви­же­ния­ми и др.; со­сед­ст­во реа­ли­стич. ми­зан­сцен и сце­нич. сим­во­лов), его ин­те­рес к рас­кры­тию внутр. ми­ра ох­ва­чен­ных про­ти­во­ре­чи­вы­ми эмо­ция­ми пер­со­на­жей. По­ста­нов­ки на му­зы­ку Ф. Ди­лиу­са («Тра­ге­дия Ро­мео и Джуль­ет­ты», 1943), Дж. Вер­ди («Да­ма с ка­ме­лия­ми», 1951), Л. ван Бет­хо­ве­на («Сла­ва», 1952), Ш. Кёк­ле­на («Иг­ра те­ней», 1967), А. Двор­жа­ка («Увя­даю­щие ли­стья», 1975) и др. С 1950 пре­по­да­вал. В 1951 воз­гла­вил ба­лет­ную шко­лу «Мет­ро­по­ли­тен-опе­ры». В 1951–71 пре­по­да­вал так­же в Джуль­ярд­ской шко­ле, в 1973 – в Ка­ли­фор­ний­ском уни­вер­си­те­те. Сре­ди уче­ни­ков – П. Ба­уш. В 1949–50 и 1962–64 ру­ко­во­дил Швед­ским ко­ро­лев­ским ба­ле­том. В 1974 вер­нул­ся в ABT, где ра­бо­тал до кон­ца жиз­ни.

Лит.: Chazin-Bennahum J. The ballets of A. Tu­dor: Studies in psyche and satire. N. Y., 1994; Perlmutter D. Shadowplay: The life of A. Tudor. N. Y., 1995; Jordan S. Moving music: Dialogues with music in twenty-centery ballet. L., 2000; Су­риц Е. Я. Ба­лет и та­нец в Аме­ри­ке. Ека­те­рин­бург, 2004.

Вернуться к началу