КУ́ПЕР
-
Рубрика: Музыка
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
КУ́ПЕР Эмиль Альбертович [1(13).12.1877, Херсон – 16.11.1960, Нью-Йорк], рос. дирижёр, скрипач. Сын скрипача и контрабасиста А. Л. Куперштока. В 1892–93 брал уроки игры на скрипке у Й. Хельмесбергера-младшего в Вене, в 1891–1896 концертировал как скрипач в Вене, Будапеште, Бухаресте, Стамбуле и др. Дебютировал как дирижёр в 1897 в Киевском оперном театре («Фра-Дьяволо» Д. Ф. Э. Обера), в 1900–07 работал там же. В 1897–1900 дирижёр оперных театров Гельсингфорса (Хельсинки), Одессы, Харькова, С.-Петербурга, Ростова-на-Дону. С 1907 в Москве. В 1907–09 дирижёр Оперы С. И. Зимина, где руководил постановкой оперы «Борис Годунов» М. П. Мусоргского (2-я ред., впервые без купюр, 1908), премьерой оперы «Золотой петушок» Н. А. Римского-Корсакова (1909). С 1908 постоянный дирижёр симфонич. концертов Моск. отделения ИРМО; впервые в Москве исполнил 3-ю симфонию и «Поэму экстаза» А. Н. Скрябина (1909); позднее неоднократно и с неизменным успехом исполнял сочинения Скрябина в разных странах. В 1909–14 дирижёр (с 1912 гл. дирижёр) Русских сезонов С. П. Дягилева; эта деятельность принесла К. междунар. признание. В 1910–19 дирижёр моск. Большого театра; значит. событиями культурной жизни Москвы стали постановки К. опер Р. Вагнера на рус. яз., а также постановка оперы «Дон Кихот» Ж. Массне с Ф. И. Шаляпиным в заглавной партии. В 1919–24 гл. дирижёр Театра оперы и балета в Петрограде (усилиями К. и А. Н. Бенуа впервые в России здесь поставлен балет «Петрушка» И. Ф. Стравинского, 1920), в 1921–23 – Петрогр. филармонии. В 1919–24 проф. Петрогр. консерватории (класс оркестрового дирижирования). В 1924–26 гастролировал в Буэнос-Айресе, Мадриде, Лиссабоне и др.; особый успех имело концертное исполнение оперы «Сказание о невидимом граде Китеже» Римского-Корсакова в Парижской опере (1926). В СССР К. не вернулся, в 1926–28 гл. дирижёр Нац. оперы Латвии в Риге (см. Латвийский театр оперы и балета). В 1929–32 дирижёр Чикагской гор. оперы. В 1932–39 активно гастролировал, дирижировал на крупнейших оперных и концертных сценах мира. С 1940 жил в США, в 1944–50 работал в нью-йоркской «Метрополитен-опере» (в 1950 дирижировал первой амер. постановкой оперы «Хованщина» Мусоргского). С 1950 дирижёр театра «Оперная гильдия Монреаля», в 1951–60 – симфонич. оркестра г. Батон-Руж (штат Луизиана, США). Последний концерт К. (с программой из сочинений рус. композиторов) состоялся в 1960. Среди сохранившихся аудиозаписей – оперы «Ромео и Джульетта» Ш. Гуно (1945) и «Джоконда» А. Понкьелли (1946).
Кавалер ордена Почётного легиона (1936).