НАПРА́ВНИК ЭДУАРД ФРАНЦЕВИЧ
-
Рубрика: Музыка
-
Скопировать библиографическую ссылку:
НАПРА́ВНИК Эдуард Францевич [12(24).8.1839, Бишть, близ г. Градец-Кралове – 10(23).11.1916, Петроград], рос. дирижёр и композитор. По происхождению чех. В юности был органистом собора в Пардубице. С 1854 обучался игре на фп. в Праге в Органной школе и в Ин-те Майдля. Изучал инструментовку и чтение партитур у директора Пражской консерватории Я. Б. Китля. Был вторым капельмейстером во Франкфурте. С 1861 жил в России. До 1863 капельмейстер оркестра кн. Н. Б. Юсупова в С.-Петербурге. С 1863 помощник капельмейстера, органист и концертмейстер, с 1867 2-й, в 1869–1916 1-й капельмейстер Мариинского театра. Выступал как симфонич. дирижёр в концертах Рус. муз. об-ва (с 1864), руководил симфонич. концертами ИРМО (1869–81); чл. Гл. дирекции и председательствующий директор С.-Петерб. отделения ИРМО (с 1875). Дирижировал концертами оркестра Мариинского театра (с 1871).
Глубоко восприняв рус. муз. культуру, изучив её исполнительские традиции, Н. стал крупнейшим в России оперным дирижёром 19 в. Более полувека он дирижировал спектаклями Мариинского театра, завоевал непререкаемый авторитет у певцов и оркестрантов, добился высокой исполнительской культуры всего коллектива театра. Отстаивал главенство музыки в худож. концепции оперного спектакля; впервые в практике рус. оперы утвердил высокий статус оркестра и хора. В обширном репертуаре дирижёра (80 опер) выделялись произведения М. И. Глинки и П. И. Чайковского. Н. впервые поставил оперы: «Вильям Ратклиф» (1869), «Анджело» (1876), «Кавказский пленник» (1883), «Сарацин» (1899), «Капитанская дочка» (1911) Ц. А. Кюи; «Вражья сила» А. Н. Серова (1871); «Каменный гость» А. С. Даргомыжского (1872); «Демон» А. Г. Рубинштейна (1875); «Псковитянка» (1873), «Майская ночь» (1880), «Снегурочка» (1882), «Млада» (1892), «Ночь перед Рождеством» (1895) Н. А. Римского-Корсакова; «Борис Годунов» М. П. Мусоргского (1874); «Опричник» (1874), «Кузнец Вакула» (1876), «Орлеанская дева» (1881), «Пиковая дама» (1890), «Иоланта» (1892) Чайковского. Возобновил пост. «Руслана и Людмилы» Глинки (1871). Большое худож. значение имели постановки тетралогии «Кольцо нибелунга» Р. Вагнера (1900–05), опер «Фиделио» Л. ван Бетховена (1905), «Орфей и Эвридика» К. В. Глюка (1911). Мастерство Н.-дирижёра, широкий муз. кругозор, исключит. тщательность работы над партитурой высоко ценились современниками, в частности П. И. Чайковским, однако В. В. Стасов и композиторы Новой рус. школы («Могучей кучки») критиковали его исполнение за академизм, недостаток темперамента.
Композиторское наследие Н. менее значительно, однако отличается жанровым разнообразием: оперы «Нижегородцы» (1868), «Гарольд» (1885, пост. в 1886), «Франческа да Римини» (1902; все – Мариинский театр); 4 симфонии (в т. ч. 3-я, d-moll, – «Демон», 1874), Торжественная увертюра (1866), 2 симфонич. поэмы (1874, 1881), Народные танцы (1875–76), сюита A-dur (1890), 2 рус. пьесы (1905), 3 марша для оркестра; Симфонический концерт (1877), Фантазия на русские мотивы (1882) для фп. и оркестра; светские и духовные хоры (в т. ч. Торжественная кантата, 1880), романсы, вокальные ансамбли, камерные инструментальные ансамбли, пьесы для фп., скрипки, виолончели; музыка к драматич. поэме «Дон Жуан» А. К. Толстого (1891). В репертуаре удержалась опера «Дубровский» (либр. М. И. Чайковского на сюжет романа в прозе А. С. Пушкина, 1894, пост. в 1895), написанная в традициях «лирических сцен» П. И. Чайковского.