НУРЕ́ЕВ РУДОЛЬФ ХАМЕТОВИЧ
-
Рубрика: Театр и кино
-
Скопировать библиографическую ссылку:
НУРЕ́ЕВ (Нуриев) Рудольф Хаметович (17.3.1938, близ ст. Раздольная Иркутской обл. – 6.1.1993, Париж), артист балета, балетмейстер, дирижёр. В 1955 поступил в ЛХУ (педагог А. И. Пушкин), по окончании которого в 1958–61 в Ленингр. театре оперы и балета им. С. М. Кирова. Партии: Альберт («Жизель» А. Адана), Фрондосо («Лауренсия» А. А. Крейна), Дезире и Голубая птица («Спящая красавица» П. И. Чайковского), Солор и Базиль («Баядерка» и «Дон Кихот» Л. Ф. Минкуса). В 1961 во время гастролей остался за рубежом. В Королевском балете Великобритании был партнёром М. Фонтейн. Одновременно выступал в др. зап. труппах, в т. ч. в спектаклях, которые специально для него ставили: Ф. Аштон («Маргарита и Арман» на музыку Ф. Листа, 1963), Р. Пети («Потерянный рай» М. Констана, 1967; «Экстазы» на музыку А. Н. Скрябина, 1968; «Пелеас и Мелисанда» на музыку А. Шёнберга, 1969), Р. ван Данциг («Канаты времени» на музыку Я. Бурмана, 1970; «Улисс» на музыку Р. Хаубенштока-Рамати, 1979), М. Бежар («Песни странствующего подмастерья» на музыку Г. Малера, 1971), Г. Тетли («Тристан» Х. В. Хенце, 1974), М. Грэхем («Люцифер» Х. Эль-Дабха, 1975). Дж. Баланчин возобновил для Н. балет «Мещанин во дворянстве» на музыку Р. Штрауса (1979), а П. Лакотт – «Марко Спада» на музыку Д. Ф. Э. Обера (1981). С сер. 1970-х гг. Н. гастролировал в разных странах с программами «Нуреев и друзья» («Nureyev and Friends»). Одна из виднейших фигур мировой балетной сцены 20 в., первый из плеяды выдающихся танцовщиков, явившихся в ходе обновления Ленингр. театра оперы и балета им. С. М. Кирова в сер. 1950-х – нач. 1960-х гг., Н. сразу обратил на себя внимание виртуозностью танца и самобытной экспрессией. За рубежом сумел не только сберечь достоинства воспитавшей его школы, но и овладеть специфич. особенностями разл. школ классич. танца, а также культурой и методиками разнообразных направлений свободного танца. Первым в столь большой мере сочетал в своём творчестве разнообразные традиции 19 и 20 вв., России и Запада, придя к новому универсализму, что оказало влияние на мужской танец во всём мире. Танцевал также в балетах М. М. Фокина («Петрушка» И. Ф. Стравинского, «Видение розы» К. М. фон Вебера, «Половецкие пляски» на музыку А. П. Бородина), Баланчина («Аполлон Мусагет» и «Агон» Стравинского, «Блудный сын» С. С. Прокофьева), Дж. Роббинса («Послеполуденный отдых фавна» на музыку К. Дебюсси, «Танцы на вечеринке» на музыку Ф. Шопена), Н. де Валуа («Шахматы» А. Блисса), Тетли («Лабиринт» на музыку Л. Берио, «Лунный Пьеро» на музыку Шёнберга), П. Тейлора («Ореол» на музыку Г. Ф. Генделя, «Книга зверей» на музыку М. де Фальи), Х. ван Манена («Четыре пьесы Шумана» на музыку Р. Шумана), Х. Лимона («Павана мавра» на музыку Г. Пёрселла), Б. Кульберг («Фрекен Юлия» Т. Рангстрёма), Дж. Ноймайера («Дон Жуан» К. В. Глюка) и др. Как хореограф начинал с возобновления рус. балетов, перейдя затем к созданию новых редакций этих балетов и к собств. сочинениям: «Тени» из балета «Баядерка» Минкуса (1963), «Раймонда» А. К. Глазунова (1964), «Буря» на музыку П. И. Чайковского (1982) – в Королевском балете Великобритании; «Лебединое озеро» Чайковского (1964), «Танкред» Хенце, «Дон Кихот» Минкуса (оба 1966, Вена), «Спящая красавица» Чайковского (1966, Милан), «Щелкунчик» Чайковского (1967, Стокгольм; 1980, Западный Берлин), «Ромео и Джульетта» Прокофьева (1977, «Лондон фестивал балле»), «Манфред» на музыку Чайковского (1979) и «Баядерка» (1992) – в Парижской опере. Большинство постановок переносилось и на др. сцены. В 1983–89 арт-директор балета Парижской оперы. Снимался в фильмах: «Я – танцовщик» (1972), «Валентино» (1977). С 1991 выступал в качестве дирижёра. Имя танцовщика носят проходящие ежегодно Междунар. фестиваль классич. балета в Казани (с 1987, с 1993 имени Н.) и Междунар. фестиваль балетного иск-ва в Уфе (с 1993).